Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

О.Г. Тринитатская

С.В. Бочаров

О.А. Назарчук

Тринитатская, О. Г. Современная школа как социально-педагогическая система: теория и практика эффективного управления [Текст] : монография / О. Г. Тринитатская, С. В. Бочаров, О. А. Назарчук; под общ. ред. О. Г. Тринитатской. – Ростов-на-Дону: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2021. – 276 с.

Настоящая монография представляет собой попытку обобщить обширный теоретический материал и практический опыт руководителей образовательных организаций в области управления образовательными организациями. Управление образовательной организацией как социально-педагогической системой ориентировано на использование комплекса знаний и методов в различных ситуациях с целью достижения наибольшей эффективности, включая решение проблемы качества образования. Монография поможет руководителю выработать эффективные подходы к управлению образовательной организацией с учётом современных тенденций и проблем развития образования. В монографии рассматриваются и анализируются принципы управления образовательными организациями, методы совершенствования управленческой деятельности руководителя образовательной организации, направления повышения качества и эффективности работы образовательной организации. Монография является логическим продолжением серии работ по управлению педагогическими системами в условиях новой стратегии образования.

Подготовка данной монографии стала следствием требования новой стратегии образования в Российской Федерации. Работа адресована руководителям, специалистам органов управления образованием, методистам, преподавателям и слушателям курсов системы повышения квалификации.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

О.О. Пугачевский, И.Н. Кириленко,

С.Б. Овсяник, Н.М. Олейник

Психологические технологии командообразования в образовательной среде [Текст] : учебно-методическое пособие / О. О. Пугачевский, И. Н. Кириленко, С. Б. Овсяник, Н. М. Олейник; науч. ред. О. О. Пугачевский. – Ростов-на-Дону: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2021. – 76 с.

Данное учебно-методическое пособие посвящено актуальным проблемам использования психологических технологий командообразования в образовательном процессе и является первым в цикле изданий на эту тему. В пособии представлен обширный диагностический инструментарий, тренинговые методики, способы организации работы в команде с учетом 4К – главных компетенций педагогических работников. Пособие предоставляет учебно-методические средства, необходимые для проектирования в системе ПК совместной учебной деятельности и процесса самоподготовки педагогов по профессиональному применению психологических технологий командообразования.

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей, социальных педагогов, заместителей директора по УВР, студентов, получающих среднее профессиональное и (или) высшее образование по направлению подготовки «Педагогическое образование».

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

А.Т.Злобина, Т.Ф.Пожидаева, И.П.Пономарёва 

Злобина, А.Т. Контрольно-оценочный инструментарий достижения планируемых результатов по русскому языку и литературному чтению в начальной школе [Текст]: методические рекомендации /А.Т.Злобина, Т.Ф.Пожидаева, И.П.Пономарева. – 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2021. – 84 с.

Читателю представлены рекомендации комплексного подхода к оценке планируемых результатов начального общего образования. Материалы составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Методические рекомендации предназначены для слушателей курсов повышения квалификации, учителей начальных классов, руководителей образовательных организаций, специалистов и методистов отделов образования.

ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ «АРТИ-ДИСКИ» ДЛЯ ДОШКОЛЯТ: РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ

Дронь Е.А.

Бех Л.В.

Дронь, Е.А. Игровое пособие «АРТИ-диски» для дошколят: развиваемся, играя [Текст]: методическое пособие /Е.А.Дронь, Л.В.Бех. – Ростов н/Д.: ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2021.  – 72 с.

В данном методическом пособии представлены материалы инновационного педагогического опыта работы Е.А.Дронь, воспитателя ММРЦ-МБДОУ № 7 г. Батайска Ростовской области по реализации задач познавательного, речевого, художественно-эстетического и личностного развития детей дошкольного возраста на примере использования игрового пособия «АРТИ-диски». Почему именно «АРТИ-диски»? Об этом вам поможет узнать наше пособие.

Представленные в методическом пособии дидактические игры, сценарии педагогических мероприятий реализуются через тематическое планирование в процессе разных видов деятельности.

Рекомендуется воспитателям, учителям-логопедам, педагогам-психологам, музыкальным руководителям и другим специалистам дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических институтов, колледжей.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ

Составители:

А.Х. Сундукова, Л.В. Бех, Н.Н. Совгир

Теория и практика речевого развития детей дошкольного возраста: физиологические и кинезиологические механизмы речи [Текст] : учебно-методический сборник / сост. А.Х. Сундукова, Л.В. Бех, Н.Н. Совгир. – Ростов-на-Дону: Изд-во ГБУ ДПО РИПК и ППРО, 2021. – 124 с.

Учебно-методический сборник составлен для педагогов дошкольных образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС. Сборник состоит из трех частей. Первая часть включает в себя теоретические вопросы по формированию физиологических механизмов речи ребенка, знание которых позволит педагогам, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и, в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия. Вторая часть представлена практическим описанием эффективного опыта в вопросах речевого развития и коррекции речевых нарушений в дошкольном детстве, а также разработками современных форм повышения уровня компетентности педагогов, работающих с дошкольниками, средствами освоения кинезиологических игр и упражнений. Третья часть сборника содержит методические рекомендации по реализации образовательной области «Речевое развитие» дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО в условиях поликультурной образовательной среды.

Сборник может быть использован слушателями курсов повышения квалификации, студентами, педагогами-практиками, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами в процессе обучения и самостоятельной подготовки.

ТЕХНОЛОГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ТРИЗ, РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И БИЗИБОРДЫ, ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Составитель

О.В. Глазырина

Технологии познавательного развития дошкольников: ТРИЗ, развивающие игры и бизиборды, технология познавательно-исследовательской деятельности [Текст] : методическое пособие / сост. О.В. Глазырина. – Ростов-на-Дону: Изд-во ГБУ ДПО РИПК и ППРО, 2021. – 72 с.

В предлагаемом пособии представлены технологии познавательного развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В пособие включены методические рекомендации по использованию игр ТРИЗ-педагогики, развивающих игр типа танграм и бизибордов; технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности дошкольников; сценарии мастер-классов для воспитателей и др.

Материалы адресованы педагогам и заместителям руководителей (методистам) дошкольных образовательных учреждений.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ РЕЧЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Составители:

Л. А. Баландина,

Л. В. Бех

Управление качеством дошкольного образования в условиях поликультурной речевой образовательной среды [Текст] : методический сборник / сост., общ. ред. Л. А. Баландина, Л. В. Бех. – Ростов-на-Дону : Издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2021. – 100 с.

В предлагаемом сборнике представлены научно-методические и практические подходы к открытию слов и смыслов родного языка, рассмотренные в ходе Всероссийского научно-практического семинара «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” и ФГОС ДО» и Всероссийского фестиваля педагогических сообществ дошкольного образования «В царстве родного языка», проходивших в рамках мероприятия «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в рамках государственной программы Ростовской области «Развитие образования».

Благодарим всех участников и авторов за предоставленные научно-методические и практико-ориентированные материалы.

Предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов педагогических специальностей, дошкольных работников, а также для широкого круга читателей.

АКТУАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ АКСАЙСКОГО РАЙОНА В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Актуальный опыт работы педагогов Аксайского района в свете реализации национального проекта «Образование» [Текст]: сборник материалов. – Вып. 19. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2020. – 268 с.

ДОШКОЛЬНИКАМ О ПРАЗДНИКЕ ПОБЕДЫ

Авторы-составители:

Н.В.Корчаловская,

А.А.Бедросян,

Е.П.Янковская

В 2-х частях

Дошкольникам о празднике Победы [Текст]: методические рекомендации /авт.-сост.: Н.В.Корчаловская, Е.П.Янковская, А.А.Бедросян; под общ. ред. Н.В.Корчаловской. – В 2-х ч. – Ч. 1. ‒ Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2020. – 80 с.  . (Ч. 2, 88 с.).

В издании даны методические рекомендации по организации и проведению мероприятий к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Представлен разнообразный по содержанию, формам и видам деятельности практико-ориентированный материал педагогами Ростова-на-Дону и Ростовской области по подготовке и проведению Дня Победы.

Методическое издание содержит эффективные формы организации взаимодействия субъектов образовательного процесса по гражданско-патриотическому воспитанию: проекты, конспекты образовательной деятельности, квесты, акции, гостиные, военно-спортивные игры, праздники, фестивали.

Методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных образовательных организаций, слушателям курсов повышения квалификации, студентам педколледжей.

ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ 

ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы-составители:

Н.В.Корчаловская,

О.В. Парасоцкая,

С.А. Малушко

Искусство как средство развития коммуникативно-речевых умений дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие; под общ. ред. Н.В. Корчаловской / авт.-сост.: Н.В. Корчаловская, О.В. Парасоцкая, С.А. Малушко. ‒ Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2020. ‒ 96 с.

В предлагаемом учебно-методическом пособии представлен инновационный опыт педагогического коллектива муниципального методического ресурсного центра МБДОУ №13 г. Сальска. Пособие посвящено проблемам речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Рассматриваются вопросы, связанные с влиянием литературы, изобразительного и театрального искусства на коммуникативно-речевое развитие дошкольников. Содержатся материалы по организации образовательной среды на основе взаимодействия и синтеза искусств. В издании представлены различные формы организации образовательного процесса ДОО по развитию речевых коммуникаций дошкольников.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, слушателям курсов повышения квалификации.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ

 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Т. В. Надолинская, С. А. Россинская

Конструирование и моделирование электронных образовательных продуктов с использованием облачных технологий [Текст] : учебное пособие / Т.В. Надолинская, С.А. Россинская. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. –  60  с.

В учебном пособии раскрыты теоретические основы использования облачных технологий (вычислений) в процессе высшего и дополнительного профессионального образования. Описаны и охарактеризованы пути реализации облачных технологий в контексте медиаобразования, раскрыты основные виды электронных образовательных продуктов и интерактивные формы работы современного педагога, даны методические рекомендации по обновлению содержания школьных программ с использованием онлайн среды и цифровой образовательной платформы «LECTA».

Предлагаемая программа «Конструирование и моделирование электронных образовательных продуктов с использованием облачных технологий» включает три учебных модуля, мониторинг оценки качества и эффективности программы, а также практические примеры электронных образовательных продуктов, созданных с использованием облачных технологий.

Пособие адресовано педагогам естественнонаучных и гуманитарно-художественных дисциплин, методистам и педагогам дополнительного образования.

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК
КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Автор-составитель
Т.И. Павлова

Русский родной язык как учебный предмет [Текст]: учебно-методическое пособие /авт.-сост. Т.И.Павлова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2020. – 120 с.

«Русский родной язык» – это новый предмет. Он отличается от традиционного курса «Русский язык» по целям, содержанию, статусу и месту в учебном плане, требованиям к результатам обучения и способам их оценивания. Пособие содержит разъяснение целей изучения учебного предмета «Русский родной язык», его соотношение с основным курсом русского языка в основной школе, включает примерное планирование по русскому родному языку по классам, тематику итоговых исследовательских работ с учётом этнокультурных особенностей Донского края, алгоритм их оценивания, дидактическую поддержку курса (рабочую программу для 7 класса, модели уроков русского родного языка с использованием материалов учебников авторских коллективов издательств «Просвещение», «Русское слово», а также содержания регионального (казачьего) компонента).

Включая опыт работы учителей-словесников по преподаванию данной дисциплины в школах Ростовской области и учитывая специфику Донского региона, издание окажет практическую помощь учителям, руководителям школ в системном подходе к конструированию образовательного процесса в изучении нового курса.

ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ ДОУ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

сост. Л. В. Бех
Вып. 3.

Воспитатель года: инновационные практики профессионального творчества педагогов ДОУ Ростовской области [Текст] : сборник методических материалов / сост. Л. В. Бех. – Вып. 3. – Ростов-на-Дону : Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2020. – 97 с.

В сборнике представлен лучший методический материал из опыта работы победителей заочного предварительного тура областного конкурса педагогов дошкольных образовательных учреждений; победителей и лауреатов очного областного конкурса «Учитель года Дона – 2018, 2019» в номинации «Воспитатель года».

Сборник адресован будущим участникам профессиональных конкурсов, педагогам, психологам и иным работникам сферы дошкольного образования. В издании представлены прикладные аспекты профессионального творчества педагогов ДОУ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КАЗАЧЬЕГО КОМПОНЕНТА

Под общей редакцией Н.В. Корчаловской
В 3-х частях

Проектирование и реализация регионального содержания в дошкольной образовательной организации на основе этнокультурного казачьего компонента [Текст]: учебно-методическое пособие; под общ. ред. Н.В. Корчаловской. В 3-х частях. Ч. 1 / авт.-сост.: Н.В. Корчаловская, А.А. Бедросян. ‒ Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2020. ‒ 96 с. (Ч. 2, 88 с.; Ч. 3, 116 с.).

Учебно-методическое пособие представляет инновационный опыт педагогов ДОО Ростовской области, разработанный в условиях дошкольных образовательных организаций казачьего типа, реализующих региональное содержание дошкольного образования на основе культурно-исторических традиций донского казачества и региональных особенностей Донского края. В пособии имеются практико-ориентированные материалы, раскрывающие направления проектирования воспитательной деятельности педагогических коллективов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента.

В пособии представлен разнообразный по содержанию, формам и видам деятельности методический материал: проекты, организованная образовательная деятельность, варианты проектирования мероприятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников, праздники, развлечения.

Материалы адресованы руководителям, педагогам дошкольных образовательных организаций, реализующим образовательные программы с этнокультурным региональным содержанием.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Н.В. Корчаловская
Е.Б. Колтакова
В 4-х частях

Развитие творческого потенциала дошкольников в условиях реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [Текст]: учебно-методическое пособие /Н.В.Корчаловская, Е.Б.Колтакова. В 4-х ч., ч. 1. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. – 96 с. (Ч. 2, 68 с.; Ч. 3, 40 с.: Ч. 4, 72 с. ).

В учебно-методическом пособии представлена система работы по развитию творческой активности дошкольников на основе интегративного подхода. Взаимосвязь различных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности взрослых и детей в образовательном процессе ДОУ является главным в построении предлагаемых в пособии интегрированных занятий. Каждое занятие завершается заданиями, ориентированными на взаимодействие родителей с детьми и самостоятельную художественную деятельность детей.

Система творческих заданий, погружение в атмосферу эстетических ценностей позволят педагогам и родителям в игровой форме развить в ребенке эмоциональную отзывчивость, инициативность, самостоятельность.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, слушателям КПК по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Дошкольное образование», интересующимся развитием творческих способностей дошкольников в образовательном пространстве ДОУ.