Кафедра информационных технологий осуществляет учебную деятельность по трем направлениям:
Базисный учебный план длительных курсов повышения квалификации всех категорий педагогических работников включает базовый 6-часой модуль «Информационные технологии в образовании» и (или) 36-часовой модуль «Информационные технологии в образовании» (по выбору слушателей), разработанный на вариативной основе по различным направлениям информатизации образования с учетом специфики профессиональной деятельности конкретной категории педагогических работников.
Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров на кафедре информационные технологий осуществляется в русле следующих основных задач:
Программа дополнительного профессионального образования «Информатика» направлена на совершенствование компетенций учителя информатики, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в современных условиях. Содержание программы соответствует требованиям профессионального стандарта «Педагог», квалификационной характеристике и требованиям федеральных государственных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Педагогическое образование (информатика)» и опирается на новейшие достижения педагогической науки и практики по оптимизации учебного процесса по информатике на основе инновационных методик и технологий обучения.
Разработанная в логике компетентностного подхода программа имеет блочно-модульную структуру и построена на основе принципа вариативности, как способа удовлетворения индивидуальных познавательных и профессиональных потребностей слушателей, построения индивидуальной траектории обучения и профессионально-личностного развития.
Содержание программы максимально приближено к реальным практическим задачам, которые предстоит решать в ближайшие годы учителю информатики в условиях инновационного развития образовательной системы. Проведенный анализ новых нормативных документов и материалов, регламентирующих введение новых ФГОС, позволил определить комплекс проблем, решение которых обеспечит успешное вхождение учителя в систему ценностей современного образования, принятие ими идеологии стандарта, осмысление его направленности, сущности, структуры и содержания. Они и определяют вектор содержания модулей программы.
Цель программы: совершенствование и развитие профессиональных компетенций, обеспечивающих освоения моделей инновационной деятельности учителя информатики в условиях модернизации образования и введения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Программа может быть реализована в полном объеме в рамках длительных курсов повышения квалификации учителей информатики (144 ч. и 108 ч.), а также в объеме 72 часа на основе разработанных вариативных модулей (в том числе с применением технологий дистанционного обучения).
В качестве эффективных педагогических технологий используются активные методы и технологии обучения, направленные на создание условий самопроектирования субъекта образовательной деятельности. Это позволяет сделать учителя субъектом познания и обеспечить его включение в процесс рефлексивного самоуправления. В качестве таких технологий используются: интерактивные лекции, лекции-диалоги, лекции-дискуссии; семинары, дискуссии; проектная деятельность; ролевые игры, тренинги, кейс-технологии; технологии саморефлексии и самопроектирования.
Организации самостоятельной работы слушателей в образовательном процессе повышения квалификации отводится особая роль. Ее доля составляет не менее 70 % учебного времени. В процессе освоения программы используются следующие формы самостоятельной деятельности (в том числе в межсессионный период): самостоятельная работа с информационным блоком учебных и методических пособий, выполнение проектных заданий, заполнение рабочей тетради, компьютерный практикум, решение ситуационных заданий (кейсов), тренировочное и зачетное тестирование.
Итоговая аттестация проводится в форме итогового тестирования, защиты портфолио как технологии аутентичного оценивания результатов активной самостоятельной творческой деятельности и профессиональной рефлексии слушателей. Данная технология является важным элементом практико-ориентированного подхода в обучении. Она позволяет учитывать разнообразные результаты образовательной активности слушателя, проследить индивидуальный прогресс в широком образовательном контексте: увидеть конкретные материализованные продукты учебно-познавательной деятельности, оценить приложенные усилия, продемонстрировать способности в практическом применении приобретённых знаний и умений. Технология оценивания портфолио изложена в методических пособиях и рекомендациях. Для оценки степени достижения личностных образовательных результатов и составления индивидуальной программы перспективного профессионального развития используются технологии саморефлексии и самопроектирования.
Дополнительная профессиональная программа «Информационные технологии в образовании» разработана в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог», требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Действующий профессиональный стандарт «Педагог» определяет требования к уровню развития ИКТ-компетентности педагогических работников всех категорий, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности.
Уровни развития профессионально-педагогической ИКТ-компетентности, определенные профессиональным стандартом: 1) общепользовательская ИКТ-компетентность (компьютерная грамотность); 2) общепедагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную специфику); 3) предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая специфические профессиональные ИКТ-компетенции, соответствующей предметной области).
Задача формирования общепользовательского уровня ИКТ-компетентности данного уровня ИКТ-компетентности педагогических кадров в основном была решена на первом этапе информатизации образования.
Общепедагогическая и предметно-педагогическая ИКТ-компетентность – динамические характеристики, обладающие свойством относительности, то есть содержательное наполнение их компонентов рассматривается как соответствующее современному уровню развития технологий и средств ИКТ, обеспечивающее возможность систематического использования информационных технологий в профессиональном и личном контексте.
Цель программы: совершенствование и развитие профессионально-педагогических ИКТ-компетенций, обеспечивающих освоения моделей инновационной деятельности в условиях цифровой педагогики и глобальной среды электронного обучения.
Задачи:
Содержание базовой части программы ориентировано на развитие общепрофессионального уровня ИКТ-компетентности слушателей.
Теоретический блок модуля знакомит слушателей с современными достижениями педагогической теории и практики в области информатизации образования, моделями инновационной педагогической деятельности в условиях информационной образовательной среды, обеспечивая формирование ценностно-смыслового и мотивационно-потребностного компонентов предметно-педагогической ИКТ-компетентности.
Вариативная часть программы обеспечивает развитие предметно-педагогической ИКТ-компетентности как структурного элемента профессиональной компетентности, отражающего уровень владения педагогом приемами квалифицированного использования современных средств ИКТ при решении профессиональных задач с учетом специфики образовательной области и учебного предмета. Освоение вариативной части программы опирается на результаты образовательной деятельности слушателей по освоению модуля базовой части программы «Общепедагогическая ИКТ-компетентность».
Дисциплины (модули) вариативной части программы представляют спектр современных направлений информатизации образования, позволяющих слушателям освоить передовые педагогические практики использования программно-технических средств, сетевых технологий и ИКТ-инструментов для проектирования педагогических педагогических образовательных ресурсов и обеспечения инновационных способов профессиональной коммуникации.
Программа может быть реализована в объеме 72 часов на основе разработанных вариативных модулей (в том числе с применением технологий дистанционного обучения).
Итоговая аттестация слушателей проводится в форме итогового тестирования, защиты творческого проекта как эффективной технологии оценивания результатов самостоятельной деятельности и профессиональной рефлексии слушателей. Данная технология является важным элементом практико-ориентированного подхода в обучении, позволяет учитывать разнообразные результаты образовательной активности слушателя, проследить индивидуальный прогресс в широком образовательном контексте: увидеть конкретные материализованные продукты творческой деятельности, продемонстрировать возможности практического применения приобретённых знаний и умений, определить направления перспективного профессионального развития.