Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области
«Институт развития образования»
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Кафедра информационных технологий осуществляет учебную деятельность по трем направлениям:

  • повышение квалификации учителей информатики по вариативным программам (144 часа, 108 часов и 72 часа);
  • повышение квалификации всех категорий педагогических работников по вариативным программам «Информационные технологии в образовании» (72 часа);
  • профессиональная переподготовка по направлению «Педагогическое образование: Преподавание информатики и ИКТ» (256 часов).

Базисный учебный план длительных курсов повышения квалификации всех категорий педагогических работников включает базовый 6-часой модуль «Информационные технологии в образовании» и (или) 36-часовой модуль «Информационные технологии в образовании» (по выбору слушателей), разработанный на вариативной основе по различным направлениям информатизации образования с учетом специфики профессиональной деятельности конкретной категории педагогических работников.

Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров на кафедре информационные технологий осуществляется в русле следующих основных задач:

  • Разработка и модернизация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению «Информатика» с учетом требований федеральных государственных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), ФГОС по информатике, профессионального стандарта «Педагог».
  • Обеспечение условий эффективного развития ИКТ-компетентности и профессионального медиатворчества педагогов в процессе повышения квалификации по направлению «Информационные технологии в образовании».
  • Создание психолого-педагогических условия для освоения слушателями инновационных моделей достижения высоких образовательных результатов в контексте требований ФГОС нового поколения на основе эффективного использования дидактического потенциала информационного образовательного пространства.
  • Овладение слушателями основами здоровьесбережения и информационной безопасности, правовыми и морально-этическими нормами педагогического взаимодействия в информационном образовательном пространстве.

Программа дополнительного профессионального образования «Информатика» направлена на совершенствование компетенций учителя информатики, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в современных условиях. Содержание программы соответствует требованиям профессионального стандарта «Педагог», квалификационной характеристике и требованиям федеральных государственных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Педагогическое образование (информатика)» и опирается на новейшие достижения педагогической науки и практики по оптимизации учебного процесса по информатике на основе инновационных методик и технологий обучения.

Разработанная в логике компетентностного подхода программа имеет блочно-модульную структуру и построена на основе принципа вариативности, как способа удовлетворения индивидуальных познавательных и профессиональных потребностей слушателей, построения индивидуальной траектории обучения и профессионально-личностного развития.

Содержание программы максимально приближено к реальным практическим задачам, которые предстоит решать в ближайшие годы учителю информатики в условиях инновационного развития образовательной системы. Проведенный анализ новых нормативных документов и материалов, регламентирующих введение новых ФГОС, позволил определить комплекс проблем, решение которых обеспечит успешное вхождение учителя в систему ценностей современного образования, принятие ими идеологии стандарта, осмысление его направленности, сущности, структуры и содержания. Они и определяют вектор содержания модулей программы.

Цель программы: совершенствование и развитие профессиональных компетенций, обеспечивающих освоения моделей инновационной деятельности учителя информатики в условиях модернизации образования и введения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

  1. Развитие профессиональных компетенций учителя (преподавателя) информатики в области проектирования и реализации образовательного процесса в соответствии с приоритетными направлениями модернизации образования.
  2. Овладение слушателями концептуальными и нормативно-методическими основами ФГОС нового поколения, знакомство с современными требованиями к образовательным результатам и организации образовательного процесса по информатике.
  3. Освоение вариативных моделей инновационной деятельности учителя информатики в условиях введения ФГОС нового поколения.
  4. Освоение эффективных педагогических технологий и методов организации образовательного процесса по информатике в условиях инноваций.
  5. Овладение навыками современной педагогической коммуникации и обмена педагогическим опытом, распространение эффективной педагогической практики.
  6. Овладение навыками самоанализа уровня профессионального развития и проектирования программы дальнейшего саморазвития.

Программа может быть реализована в полном объеме в рамках длительных курсов повышения квалификации учителей информатики (144 ч. и 108 ч.), а также в объеме 72 часа на основе разработанных вариативных модулей (в том числе с применением технологий дистанционного обучения).

В качестве эффективных педагогических технологий используются активные методы и технологии обучения, направленные на создание условий самопроектирования субъекта образовательной деятельности. Это позволяет сделать учителя субъектом познания и обеспечить его включение в процесс рефлексивного самоуправления. В качестве таких технологий используются: интерактивные лекции, лекции-диалоги, лекции-дискуссии; семинары, дискуссии; проектная деятельность; ролевые игры, тренинги, кейс-технологии; технологии саморефлексии и самопроектирования.

Организации самостоятельной работы слушателей в образовательном процессе повышения квалификации отводится особая роль. Ее доля составляет не менее 70 % учебного времени. В процессе освоения программы используются следующие формы самостоятельной деятельности (в том числе в межсессионный период): самостоятельная работа с информационным блоком учебных и методических пособий, выполнение проектных заданий, заполнение рабочей тетради, компьютерный практикум, решение ситуационных заданий (кейсов), тренировочное и зачетное тестирование.

Итоговая аттестация проводится в форме итогового тестирования, защиты портфолио как технологии аутентичного оценивания результатов активной самостоятельной творческой деятельности и профессиональной рефлексии слушателей. Данная технология является важным элементом практико-ориентированного подхода в обучении. Она позволяет учитывать разнообразные результаты образовательной активности слушателя, проследить индивидуальный прогресс в широком образовательном контексте: увидеть конкретные материализованные продукты учебно-познавательной деятельности, оценить приложенные усилия, продемонстрировать способности в практическом применении приобретённых знаний и умений. Технология оценивания портфолио изложена в методических пособиях и рекомендациях. Для оценки степени достижения личностных образовательных результатов и составления индивидуальной программы перспективного профессионального развития используются технологии саморефлексии и самопроектирования.

Дополнительная профессиональная программа «Информационные технологии в образовании» разработана в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог», требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Действующий профессиональный стандарт «Педагог» определяет требования к уровню развития ИКТ-компетентности педагогических работников всех категорий, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности.

Уровни развития профессионально-педагогической ИКТ-компетентности, определенные профессиональным стандартом: 1) общепользовательская ИКТ-компетентность (компьютерная грамотность); 2) общепедагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную специфику); 3) предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая специфические профессиональные ИКТ-компетенции, соответствующей предметной области).

Задача формирования общепользовательского уровня ИКТ-компетентности данного уровня ИКТ-компетентности педагогических кадров в основном была решена на первом этапе информатизации образования.

Общепедагогическая и предметно-педагогическая ИКТ-компетентность – динамические характеристики, обладающие свойством относительности, то есть содержательное наполнение их компонентов рассматривается как соответствующее современному уровню развития технологий и средств ИКТ, обеспечивающее возможность систематического использования информационных технологий в профессиональном и личном контексте.

Цель программы: совершенствование и развитие профессионально-педагогических ИКТ-компетенций, обеспечивающих освоения моделей инновационной деятельности в условиях цифровой педагогики и глобальной среды электронного обучения.

Задачи:

  1. Формирование педагогических компетенций, определяющих готовность к эффективной реализации ФГОС в условиях единой информационной образовательной среды.
  2. Совершенствование компетенций в сфере применения пакета офисных программ, интернет-технологий и сервисов, обеспечивающих развитие общепользовательского и общепедагогического уровней ИКТ-компетентности в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог».
  3. Развитие предметно-педагогических ИКТ-компетенций, обеспечивающих готовность к моделированию мультимедийной образовательной среды по предмету в форме портфолио.
  4. Формирование готовности педагога к использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР), ИКТ-инструментов и онлайн-сервисов в образовательной практике в целях обеспечения нового качества образования.
  5. Формирование и развитие ИКТ-компетенций педагога в сфере применения современных форм и методов контрольно-оценочной деятельности.
  6. Развитие компетенций в сфере организации образовательного процесса в соответствии с требованиями охраны здоровья и обеспечения безопасности, соблюдения этических и правовых норм работы с информацией и информационными продуктами в условиях единого информационного пространства.
  7. Овладение навыками современной педагогической коммуникации, обмена педагогическим опытом и распространения эффективных педагогических практик.
  8. Овладение навыками саморефлексии уровня развития профессиональных ИКТ-компетенций и проектирования перспективной программы саморазвития.

Содержание базовой части программы ориентировано на развитие общепрофессионального уровня ИКТ-компетентности слушателей.

Теоретический блок модуля знакомит слушателей с современными достижениями педагогической теории и практики в области информатизации образования, моделями инновационной педагогической деятельности в условиях информационной образовательной среды, обеспечивая формирование ценностно-смыслового и мотивационно-потребностного компонентов предметно-педагогической ИКТ-компетентности.

Вариативная часть программы обеспечивает развитие предметно-педагогической ИКТ-компетентности как структурного элемента профессиональной компетентности, отражающего уровень владения педагогом приемами квалифицированного использования современных средств ИКТ при решении профессиональных задач с учетом специфики образовательной области и учебного предмета. Освоение вариативной части программы опирается на результаты образовательной деятельности слушателей по освоению модуля базовой части программы «Общепедагогическая ИКТ-компетентность».

Дисциплины (модули) вариативной части программы представляют спектр современных направлений информатизации образования, позволяющих слушателям освоить передовые педагогические практики использования программно-технических средств, сетевых технологий и ИКТ-инструментов для проектирования педагогических педагогических образовательных ресурсов и обеспечения инновационных способов профессиональной коммуникации.

Программа может быть реализована в объеме 72 часов на основе разработанных вариативных модулей (в том числе с применением технологий дистанционного обучения).

Итоговая аттестация слушателей проводится в форме итогового тестирования, защиты творческого проекта как эффективной технологии оценивания результатов самостоятельной деятельности и профессиональной рефлексии слушателей. Данная технология является важным элементом практико-ориентированного подхода в обучении, позволяет учитывать разнообразные результаты образовательной активности слушателя, проследить индивидуальный прогресс в широком образовательном контексте: увидеть конкретные материализованные продукты творческой деятельности, продемонстрировать возможности практического применения приобретённых знаний и умений, определить направления перспективного профессионального развития.