Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Кадровый состав кафедры филологии и искусства

Ратке Игорь Рудольфович – заведующий кафедрой

Ученая степень – кандидат филологических наук
Ученое звание – доцент
Специальность по диплому – филолог, преподаватель
Преподаваемые дисциплины – Теория и практика русского языка и литературы, методика преподавания русского языка и литературы

Круг профессиональных интересов – история русской литературы 19-20 веков, актуальные проблемы современного литературного процесса, анализ и интерпретация литературного произведения

Участие в межрегиональных семинарах:

  • «Воспитательный потенциал школьных предметов историко-филологического цикла». Севастополь, 21.10 -25.10 2019.
  • «Языки и культура народов России: сохранение и развитие». Махачкала, 28.11 - 29.11.2019.
  • «Повышение эффективности учебно-методического обеспечения развития русского языка и языков народов Российской Федерации». Москва, 09.12 – 10.12.2019.

Иные достижения:

  • Член редакционной коллегии и постоянный автор журнала «Prosodia» (Центр современной поэзии ЮФУ).
  • Председатель жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.
  • Региональный координатор реализации ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в Ростовской области.


Павлова Татьяна Ивановна – доцент кафедры

Ученая степень – кандидат педагогических наук
Ученое звание – доцент
Специальность по диплому – русский язык, литература с дополнительной специальностью "Иностранный язык"
Преподаваемые дисциплины – теория и практика русского языка и литературы, методика преподавания русского языка

Круг профессиональных интересов:

  • Метапредметный статус русского языка в современном школьном образовании.
  • Лингвистическое регионоведение.
  • Стратегии речевого развития обучающегося.
  • Словари как средство формирования языковой личности.
  • Основы продуктивной коммуникации современного урока русского языка.
  • Контроль и оценка образовательных достижений учащихся по русскому языку в контексте  ГИА по русскому языку. Устное собеседование.
  • Орфографическая грамотность обучающихся в условиях билингвального образования.
  • Лингводидактические основы обучения детей-билингвов.
  • Инновационные стратегии и технологии обучению русскому языку.
  • Мотивация к изучению русского языка.
  • Современные УМК по русскому языку как  средство реализации основных идей ФГОС.
  • Теория и практика жанровой специфики текстов массовой коммуникации. Работа с текстом рекламы на уроках русского языка  как средство формирования у учащихся УУД.
  • Культура   проектировочной деятельности  учителя-словесника, представление своего интеллектуального продукта.
  • Культуроориентированный компонент обучения на уроках русского языка как  целостность и ценность формирования языковой личности и языковой картины мира.
  • Языковая культура как  показатель речевой личности и фактор утверждения и укрепления российской государственности.

Иные достижения:

  • составитель региональной хрестоматии по литературе для 5-7 классов, соавтор регионального компонента Государственного стандарта литературного образования для общеобразовательных учреждений (в том числе и казачьих);
  • член Федерального жюри Всероссийского конкурса сочинений

Участие в конференциях различного уровня:

  • Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 дек. 2016 г.);
  • Международная научная конференция «Русский язык в исследованиях отечественных ученых: история и современность» (Москва, РосНОУ, 2–3 декабря 2016 г.)

Публикации



Андреева Ольга Сергеевна – доцент кафедры

Учёная степень – кандидат филологических наук
Специальность по диплому – учитель русского языка и литературы, школьный психолог.
Преподаваемые дисциплины – теория и практика русского языка и литературы, методика преподавания русского языка и литературы.

Круг научных интересов:
  • Когнитивные аспекты работы с текстом анализа художественного произведения.
  • Реализация когнитивных моделей  обучения в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.

Иные достижения:

  • председатель региональной предметной комиссии по русскому языку ЕГЭ, председатель жюри по русскому языку Всероссийской предметной олимпиады школьников;
  • автор семинаров и вебинаров по проблемам «Организация текстовой деятельности на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС», «Эффективные стратегии подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку»;
  • награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации как победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2007 г.). Благодарственными письмами министерства общего и профессионального образования Ростовской области за большой вклад по обеспечению организации и проведения единого государственного экзамена на территории Ростовской области (2014, 2015, 2016, 2017г.г.), Благодарственными письмами Управления образования города Ростова-на-Дону за вклад в развитие муниципальной системы образования (2016, 2017 , 2018 гг..)


Долгопольская Ирина Борисовна – доцент кафедры

Специальности по диплому –иностранные языки: учитель английского и немецкого языков

Преподаваемые дисциплины – практика устной и письменной речи со слушателями КПК, мониторинг учебной деятельности школьников на уровне НОО, СОО (ВПР), государственная итоговая аттестация (ОГЭ, ЕГЭ).

Повышение квалификации:
  • «ФГОС: критериальный подход к оцениванию развёрнутых ответов участников ГИА-9 по английскому языку», 2020 г.

Круг профессиональных интересов:

  • Инновационные подходы в обеспечение современных требований к уровню владения иностранными языками и качеству иноязычного образования.
  • Критериальные подходы к экспертизе и оценке качества обученности ИЯ.
  • Приёмы развития ключевых компетенций учащихся средствами иностранного языка.
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках ИЯ и во внеурочное время.
  • Система подготовки учителей и обучающихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
  • Разработка нового содержания иноязычного образования.
  • Совершенствование языковой культуры учителя английского языка.
  • Профилизация обучения английскому языку в старшей школе.

Иные достижения:

  • учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 34 им. Чумаченко Д. М.» г. Ростова-на-Дону, победитель конкурса в рамках ПНП «Образование», соавтор пособий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, член областной экспертной комиссии единого государственного экзамена по английскому языку, старший эксперт, член конфликтной комиссии.


Омельяненко Елена Владимировна – доцент кафедры

Учёная степень – кандидат педагогических наук
Ученое звание – доцент

Специальность по диплому – учитель изобразительного искусства, черчения и руководитель декоративно-прикладного кружка. г. Ростов-на-Дону, РГПИ, 1993

Преподаваемые дисциплины – Теория и практика предмета "Изобразительное искусство", " Методика преподавания изобразительного искусства"

Круг профессиональных интересов: изобразительное искусство, психология. Арт-терапия

Иные достижения:

Участие в творческих выставках СХР

Публикации



Рыбникова Валентина Яковлевна – старший методист по русскому языку и литературе

Отличник народного просвещения РСФСР, отличник просвещения СССР, Заслуженный учитель школ Российской Федерации, награждена орденом Дружбы народов, юбилейной медалью М. А. Шолохова, медалью К. Д. Ушинского, составитель региональных хрестоматий по литературе для 5-7 классов, автор регионального компонента Государственного стандарта литературного образования для общеобразовательных учреждений (в том числе и казачьих), председатель областной предметной комиссии по проверке задания с развёрнутым ответом по литературе (ОГЭ).

Образование – Ростовский государственный университет им. В.М. Молотова,  1957г.
Квалификация – филолог, учитель русского языка и литературы
Преподаваемые дисциплины – Методика обучения русскому языку и литературе

Повышение квалификации:

  • «ФГОС: критериальный подход к оцениванию задания с развёрнутым ответом участников ГИА-9 по литературе», 2020 г.
  • «Воспитательный потенциал школьных предметов историко-филологического цикла». Севастополь, 21.10 -25.10 2019.

Научные интересы:

  • Проектная деятельность на уроках литературы.
  • Основные принципы преподавания литературы.
  • Виды чтения в процессе изучения художественного текста
  • Обновление содержания филологического образования в условиях введения ФГОС
  • Нормативно-методическое обеспечение обучения литературе в контексте Концепции преподавания русского языка и литературы.
  • Формирование целостной системы реализации целей и задач современного школьного литературного образования.
  • Анализ современных УМК по литературе, обеспечивающих качественное школьное литературное образование.
  • Методика современного преподавания школьного курса литературы.
  • Текст как средство создания диалога культур на уроках русского языка и литературы.
  • Художественный текст – средство формирования читательской культуры обучающихся.
  • Моделирование учебных ситуаций развития УУД обучающихся на уроках литературы в условиях поликультурной образовательной среды.
  • Традиционные и новационные формы мониторинга уровня обученности учащихся (русский язык и литература).
  • Региональный компонент литературного образования: содержание, формы реализации содержания.
  • Обучение учащихся творческим работам по русскому языку и литературе (работа над сочинением как условие развития личности в контексте ФГОС).
  • Речевая деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка в условиях билингвизма (чтение).
Публикации

Куприянова Людмила Валентиновна – методист по русскому языку и литературе

Награждена благодарственным письмом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области за личный творческий вклад в развитие системы образования Ростовской области, профессиональную работу в составе жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений (2019 г.)

Образование – Ростовский государственный университет, 1989 г.
Квалификация – журналист
Специальность – журналистика
Преподаваемые дисциплины – Методика обучения русскому языку и литературе

Повышение квалификации:

  • Межрегиональный семинар «Формирование языковой личности в условиях реализации ФГОС» (октябрь 2019 г.).
  • Вебинар «Готовимся к итоговому сочинению 2019/2020 учебного года» (ноябрь 2019 г.).
  • «ФГОС: современные технологии изучения стилевого многообразия мировой художественной культуры XX – начала  XXI вв.» (октябрь-ноябрь 2019 г.).
  • «Методическое сопровождение профессионального развития педагога в условиях реализации научного проекта „Педагог будущего”» (октябрь-декабрь 2019 г.).
  • «ФГОС: критериальный подход к оцениванию задания с развёрнутым ответом участников ГИА-9 по русскому языку» (декабрь 2019 г.)

Научные интересы:
  • Совершенствование навыков в создании эссе.
  • Обновление содержания филологического образования в условиях введения ФГОС.
  • Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла.
  • Изучение вопросов теории литературы в процессе формирования навыков эстетического чтения.
  • Психолого-педагогические основы системы рейтинг-отслеживания в процессе изучения литературы в старших классах.
  • Жанровое своеобразие творческих письменных работ учащихся в системе развития речи (с использованием информационных технологий).
  • Речевая деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка в условиях билингвизма (аудирование).
  • Система оценивания, инструментарий и методы диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся по русскому языку и литературе (портфолио).
  • Методы и формы работы с одарёнными детьми в системе филологического образования в условиях реализации ФГОС.
  • Дистанционные образовательные технологии (электронное обучение) в процессе реализации программ филологического образования в условиях введения ФГОС.
  • Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС.
  • Внеурочная деятельность в распространении и продвижении русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности.

Публикации:

  • Культура речи в современном коммуникативном пространстве [Текст]: методический сборник/авт.-сост. Л. В. Куприянова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. 
  • Подготовка к итоговому собеседованию в 9 классе (на материале регионального компонента) [Текст]: учебно-методическое пособие/авт.-сост.: О. С. Андреева, Л. В. Куприянова, Ю. В. Шелгунова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019.



Баркова Нина Павловна – методист по иностранному языку

Соавтор региональных УМК по французскому языку для начальной школы

Образование: Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт, 1977г.
Квалификация: французский и немецкие языки

Повышение квалификации:

  • «Методическое сопровождение профессионального развития педагога в условиях реализации научного проекта «Педагог будущего» 2020г.
  • «Дистанционное обучение: психологические особенности, ресурсы и риски реализации» (72часа) декабрь 2020г
  • «ФГОС: критериальный подход к оцениванию развёрнутых ответов участников ГИА-9 по иностранному языку» (февраль 2020г.)

Научные интересы:

  • Казачий компонент содержания регионального школьного иноязычного образования - фактор  формирования нравственных ценностей и идеалов  в условиях реализации диалога культур

    Методический инструментарий современных УМК по ИЯ в обеспечении подготовки обучающихся к ГИА в формате ОГЭ, ГВЭ
  • Обновление содержания школьного иноязычного образования в условиях освоения ФГОС.
  • Эффективные технологии и методики в системе формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся ИЯ.
  • Методический инструментарий действующих УМК по ИЯ.
  • Мониторинг уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся иностранному языку  в условиях вариативных моделей государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ).
  • Методические системы раннего иноязычного образования обучающихся.

Публикации: