13 апреля 2023 года в соответствии с региональным планом-графиком работ по оказанию методического и консультативного сопровождения учителей и обучающихся общеобразовательных организаций, отобранных для участия в мониторинге функциональной грамотности, был проведён мастер-класс для учителей русского языка и литературы МБОУ города Ростова-на-Дону «Школа № 70» «Смысловое чтение и стратегии его реализации». Модератор мастер-класса – методист кафедры филологии и искусства Людмила Валентиновна Куприянова.
В организации мастер-класса принял участие школьный координатор мониторинга функциональной грамотности, заместитель директора школы по УВР И. Ю. Белевцова. Участниками мастер-класса стали члены методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ города Ростова-на-Дону «Школа № 70», в том числе работающие в классах, отобранных для участия в мониторинге функциональной грамотности в 2023 году (М. П. Бардакова, О. Е. Бедрик, С. А. Головатенко и Л. А. Набойченко). Программа мастер-класса включала следующие этапы:
Обсуждение различных стратегий смыслового чтения при освоении разнообразных текстов (научных, учебных и художественных) в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС к формированию читательской грамотности, в рамках которых чтение рассматривается как общеучебное умение, способ работы с информацией и средство воспитания и развития обучающихся.
Знакомство учителей школы с опытом работы образовательных организаций г. Таганрога (МАОУ СОШ № 27 и МАОУ лицей № 28) по освоению программы внеурочной деятельности для обучающихся 8-х классов «Смысловое чтение текстов духовно-нравственного содержания»: обсуждение концепции программы, её актуальности для современного ученика, обладающего системно-смысловым типом сознания, планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов.
«Мозговой штурм»: обмен профессиональными идеями в области смыслового чтения как основы развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, обеспечения успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни.
В ходе мастер-класса его участниками были разработаны практические рекомендации по подготовке и публикации учебно-методического пособия «Современные стратегии чтения: теория и практика», в котором предполагается обобщить и систематизировать опыт учителей Дона в области совершенствования навыков смыслового чтения в работе с текстом как основы формирования читательской грамотности.