');
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Вебинар «ЕГЭ-2022 по русскому языку»

19 ноября 2022 г. состоялся вебинар для учителей русского языка и литературы «ЕГЭ-2022: факты, комментарии, точки роста».

Цель вебинара: создание условий для развития профессиональной компетенции учителей русского языка и литературы в условиях подготовки обучающихся к ГИА.

Вебинар провела О.С. Андреева, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.

В рамках вебинара рассматривались следующие ключевые вопросы: 

  • подведение итогов ЕГЭ 2022 г. в Ростовской области;

  • анализ результатов выполнения тестовых заданий;

  • выявление образовательных дефицитов обучающихся;

  • определение стратегий подготовки к ЕГЭ по русскому языку;

  • обсуждение методических рекомендаций по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.

В своём выступлении О.С. Андреева обратила внимание педагогов на то, что подготовка к ГИА – систематическая работа по формированию предметных, метапредметных результатов выпускников на всём протяжении обучения. Поэтому все недочёты и ошибки, выявленные в ходе ЕГЭ, сигнализируют о пробелах в системе обучения, которые необходимо скорректировать до прохождения ГИА.

Так, неточности в определении проблемы, комментарий, подменяемый пересказом текста, размытость в формулировке авторской позиции, аргументация, выстраиваемая по типу пересказа отдельных эпизодов, стандартность ученических работ в плане композиции, логические недочёты, связанные с повторением одного и того же тезиса без развития, объём речевых и грамматических ошибок сигнализируют о недостаточном уровне развития коммуникативной компетенции обучающихся (неумении выстраивать собственное монологическое письменное высказывание на основе предложенного текста, обосновывать выдвинутые тезисы, интерпретировать авторский текст и т.д.). Качество аргументации свидетельствует о низком уровне развития метапредметных универсальных учебных действий, отсутствии системного мышления, несформированности мировоззрения, языковой картины мира (особенно если речь идёт о примерах, основанных на личном опыте). Кроме того, наличие грамматических и речевых ошибок говорит о недостаточной систематизации знаний экзаменуемых в области синтаксиса словосочетания, простого и сложного предложений, непрочности таких сформированных метапредметных логико-познавательных умений, как умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать.

Это предполагает следующие методические рекомендации для образовательной системы Ростовской области:

  1. Для подготовки обучающихся к экзамену учителю рекомендуется ежегодно внимательно изучать спецификацию и план проведения экзаменационной работы на официальном сайте поддержки ЕГЭ в Интернете по адресу: www.fipi.ru. С КИМом экзаменационной работы на 2023 г. должны познакомиться обучающиеся, так как в КИМ могут быть внесены изменения. В помощь учителям и выпускникам сформирован Открытый банк заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ, материалы которого рекомендуется использовать для создания диагностических материалов по основным разделам и темам курса «Русский язык» в старшей школе.

  2. Требуется корректировка календарно-тематического плана по русскому языку с учётом образовательных дефицитов, выявленных на ЕГЭ.

  3. Осуществлять преподавание русского языка необходимо с использованием дидактического потенциала действующих УМК в соответствии с требованиями ФГОС по достижению обучающимися предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку за курс начального образования.

  4. Рекомендуется применять методы критериального оценивания достижений обучающихся для обеспечения качества образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

  5. Следует реализовывать в рамках коммуникативно-деятельностного подхода правилонаправленную методику в области правописания (орфография и пунктуация) на основании общих подходов и принципов построения системы грамматико-орфографических (пунктуационных) упражнений при обобщённом изучении взаимосвязанных тем.

  6. При организации самостоятельной работы обучающихся, нацеленной на формирование умения применять знания в измененной ситуации, большое значение имеет инструкция учителя по выполнению того или иного задания (актуализация опорных знаний, определённый алгоритм выполнения).

  7. Необходимо развивать у обучающихся регулятивные УУД на основе самоконтроля и познавательные УУД с использованием графических схем.

  8. Рекомендуется совершенствовать систему диагностических материалов для организации промежуточного и итогового контроля по предмету с учётом типичных ошибок и затруднений выпускников, выявленных в результате проведения ЕГЭ, использовать в практике работы учителя русского языка все типы заданий, которые представлены в КИМах.

В процессе работы учителям был предложен методический кейс, включающий эффективные приёмы развития функциональной грамотности обучающихся. Участники мероприятия рассказали о своих методических приёмах, позволяющих добиваться высоких результатов на ЕГЭ.


Документы на скачивание

Возврат к списку