Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Еженедельный Всероссийский семинар

Федеральным государственным учреждением «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования» проведен анализ представленных регионами Российской Федерации планов мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в 2021/2022 учебном году. Ростовская область вошла в ТОП-5 лучших регионов по направлению «Работа с обучающимися».

19 ноября 2021 года на еженедельном Всероссийском семинаре «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся» региональная команда представляла опыт работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях Ростовской области.

На семинаре отмечено, что в ходе погружения в данный вопрос выявлены проблемные зоны формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся:

1. Расширение практики использования оценочных процедур по определению сформированности функциональной грамотности обучающихся.

В связи с этим возникла необходимость создания региональной системы оценочных процедур по определению формирования функциональной грамотности обучающихся. И на данный момент перед региональной командой стоит вопрос разработки данной системы.

2. Создание ученических предметных ассоциаций в части формирования и оценки функциональной грамотности.

Организация ученических ассоциаций по всем направлениям функциональной грамотности станет опорной точкой роста учебной мотивации обучающихся и будет способствовать формированию их функциональной грамотности.

На данном этапе деятельности организованы мероприятия, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ростовской области, которые можно разделить по следующим уровням:

1. Организация личностного взаимодействия педагога и обучающихся в части формирования и оценки функциональной грамотности. Так, например, учителем русского языка и литературы Еленой Викторовной Белкиной из МБОУ г. Шахты «Лицей № 11» разработан опросник и система заданий по развитию читательских умений в 8 классе. Данные материалы размещены на сайте ИНФОУРОК.

2. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности.

В МБОУ казачья СШ № 22 г. Гуково Ростовской области учителя истории и обществознания формируют финансовую грамотность у обучающихся 8-9 классов через внеурочную деятельность. Формированию финансовой компетентности обучающихся способствуют межпредметные связи. Таким образом, учителя истории и обществознания, а также иностранного языка проводят внеурочные занятия по изучению истории на английском языке. В школе проходят дискуссионные клубы на английском и русском языках, где каждое выступление предварительно тезисно прорабатывается на уроках обществознания и факультативных занятиях, а аргументы берутся из издания «Financial Times». 

С сентября 2018 года в  МБОУ «Лицее № 24» г. Волгодонска реализуется образовательный проект «Школа финансовой грамотности как средство успешной социализации в современном обществе». Руководитель инновационного проекта: Герасимова Светлана Вячеславовна, заместитель директора по УВР, авторы: творческая группа педагогов лицея. Проект «Школа финансовой грамотности» в 2019 – 2020 учебном году представлен для участия и стал финалистом во Всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия!» в номинации «Моя педагогическая инициатива».

3. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся на уровне деятельности методических объединений.

Приоритетным направлением деятельности РМО (регионального методического объединения) учителей математики является формирование математической грамотности – способности индивидуума проводить математические рассуждения; формулировать, применять и интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Так, в учебной практике каждой образовательной организации наиболее востребованы следующие цифровые ресурсы:

1. «Российская электронная школа» – государственный портал дистанционного обучения школьников.

2. Образовательная платформа Учи.ру – один из лидеров в сфере цифрового школьного образования. (Контент платформы позволяет ученикам самостоятельно изучать школьные предметы, готовиться к ОГЭ и ЕГЭ, участвовать в онлайн-олимпиадах; учителю – проводить уроки в «Виртуальном классе», создавать проверочные работы).

3. http://skiv.instrao.ru – сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (имеет открытый банк заданий для формирования математической грамотности обучающихся 5-9 классов).

На данном уровне работу над формированием математической грамотности можно проследить и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, в частности, с городским объединением «Квант» при МБУ ДО ДДТ г. Гуково (традиционно в дни школьных весенних каникул берет старт городской Чемпионат по математическим боям среди команд школ города).

4. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся через региональное конкурсное движение.

В рамках сотрудничества министерства общего и профессионального образования Ростовской области и Центрального банка Российской Федерации с 2014 года в Ростовской области ведется работа в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций.

Ежегодно обучающиеся муниципальных общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Ростовской области принимают участие во Всероссийском финансовом зачете, Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности, финансовому рынку  и защите прав потребителей финансовых услуг, конкурсе «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев», экономическом диктанте, акции «Дни финансовой грамотности», Всероссийской неделе финансовой грамотности для детей и молодежи, Всероссийской онлайн-олимпиаде по финансовой грамотности для учащихся 5-11-х классов и студентов среднего профессионального образования и других мероприятиях.

Ростовская область в 2021 году вошла в топ-5 регионов по итогам участия в финансовом зачете.

По итогам V юбилейного Межрегионального конкурса ученических исследовательских и творческих работ «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев» 1 обучающийся стал победителем, 1 – призером и 3 – финалистами.

В мае 2021 года во всех общеобразовательных организациях проведен Всероссийский урок по финансовой безопасности для обучающихся 8, 9, 10 классов. В мае – октябре состоялась Международная олимпиада по финансовой безопасности, в финал которой вышли трое обучающихся 8, 10 классов общеобразовательных организаций Ростовской области, двое из них стали победителями.

В июне 2021 года проведен региональный этап Всероссийского конкурса эссе в рамках Всероссийского праздника «День Финансиста». На Конкурс представлено 74 эссе из 23 территорий Ростовской области, а также 8 учреждений среднего профессионального образования.

В апреле текущего года более 15 тысяч обучающихся из 800 общеобразовательных организаций стали участниками Всероссийской олимпиады «Юный предприниматель и финансовая грамотность».


Документы на скачивание

Возврат к списку