');
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

«Междисциплинарное взаимодействие методических объединений учителей как условие эффективного обучения русскому языку»

22 октября 2020 года состоялся семинар «Междисциплинарное взаимодействие методических объединений учителей как условие эффективного обучения русскому языку» в г. Красный Сулин, на котором присутствовали методисты, учителя русского языка и литературы и других предметов Красносулинского района, г. Ростова-на-Дону Ростовской области. Семинар организован в рамках реализации государственной программы «Развитие образования».

В ходе семинара были обсуждены вопросы, связанные с междисциплинарным взаимодействием методических объединений учителей. Так, Андреева О.С., к.ф.н., доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, в своем выступлении обратила внимание на то, что обучение русскому языку происходит в языковом пространстве школы и его организуют все педагоги образовательных учреждений средствами своего предмета, потому что знание родного языка способствует успешному усвоению других школьных дисциплин, а работа с текстом является фундаментом достижения предметных, предметных и личностных результатов обучающихся. Кроме того, Андреева О.С. особое внимание уделила мотивирующей функции русского языка, направленной на развитие когнитивной сферы личности школьников. Процесс познания, усвоения новой информации невозможен без знания родного языка, поэтому анализ учебных текстов, работа с терминами, постановка проблемных вопросов, структурирование научно-популярных текстов, комментированное чтение, медленное чтение, выдвижение тезисов и нахождение доказательств, постановка проектной задачи и т.д. – это те приемы, которые должны способствовать усвоению русского языка в процессе школьного обучения.

Павлова Татьяна Ивановна, к.п.н., доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО в своем выступлении «Междисциплинарное взаимодействие современного школьного образования: обобщённые приёмы умственной деятельности обучающихся» подчеркнула: «Введение интегративного компонента в состав каждого предмета, а именно реализация межпредметных (междисциплинарных) связей на методологическом уровне создает условия для целенаправленной подготовки учащихся к восприятию различных учебных дисциплин как единого целого, которое познается на основе и посредством единого механизма познавательного процесса». Междисциплинарное взаимодействие – это условие развития основных мыслительных операций, определяющих уровень развития метапредметной компетенции школьников, что в дальнейшем определяет продуктивную стратегию жизни человека как в профессиональном, так и в личном плане.

Выступление Поповой Татьяны Анатольевны, к.п.н., заместителя директора по УВР МБОУ «Лицей № 102» города Ростова-на-Дону, учителя русского языка и литературы высшей категории, продемонстрировало, как конкретно на базе одного образовательного учреждения создана система, направленная на развитие коммуникативной личности учащиеся.

Громова Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №7 г. Красный Сулин подчеркнула мысль о том, что методы междисциплинарного обучения способствуют развитию продуктивного мышления высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактно-логического мышления и способности к разрешению проблем); способности к исследовательской работе; обеспечивают самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником); стимулируют выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды; поощряют создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм; развивают способности детей к самопознанию и самопониманию; воспитывают у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.

Овчарова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Божковская СОШ Красносулинского района Ростовской области, акцентировала внимание на исследовательской деятельности учащихся в контексте междисциплинарного взаимодействия, обозначив основные приемы самостоятельной работы учащихся: работа с книгой (учебником), выполнение упражнений в классе, работа с раздаточным материалом, рецензирование ответов и выступлений товарищей, наблюдение опытов в классе и построение умозаключений на основе их результатов, выполнение практических заданий во время экскурсий, работа с учебной и справочной литературой, составление конспектов, выполнение упражнений (домашнее задание), подготовка небольших сообщений, постановка опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях.

Спиридонова И.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №1 г. Красный Сулин, на примерах из собственной педагогической практики показала важность развития культуры диалога (в широком смысле этого слова) и коммуникативной компетенции обучающихся, критического мышления посредством работы с проблемными вопросами и создания проблемной ситуации на уроке.

Алексеева Е.Ф, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №2 г. Красный Сулин, в своем выступлении обратила внимание на то, как заинтересовать учащихся работой со словарями, изучая различные разделы языка. Основной тезис ее выступления: «Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека».

Ворошилова Е.Н., к.ф.н., зам.директора по УВР МБОУ СОШ №92 с углублённым изучением математики г. Ростова-на-Дону, показала, насколько важен уровень развития читательской компетенции в освоении дисциплин математического и естественно-научного цикла. Она обозначила основные приемы при работе с текстом, которые активно используют учителя школы в своей работе: объяснение терминов, входящих в определение; выделение признаков определяемого понятия в виде отдельных положений (расчленение определения); составление плана; переформулирование определения по разным моделям; мотивировка отдельных положений определения; подбор примеров; моделирование текста составление схем, таблиц.

Программа семинара

Размер: 662 KБ

Материалы семинара:

  1. Междисциплинарное взаимодействие современного школьного образования: обобщённые приёмы умственной деятельности обучающихся. Павлова Т.И., доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, к.п.н., доцент
  2. Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и литературы в школе. Андреева Ольга Сергеевна, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, к.ф.н.
  3. Усиление междисциплинарного характера обучения как приоритетное направлением внеурочной деятельности. Громова Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №7 г. Красный Сулин
  4. Методика рациональной работы со словарями и справочной литературой. Алексеева Е.Ф., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 г. Красный Сулин
  5. Развитие навыков самостоятельной научной работы в сфере междисциплинарных гуманитарных исследований. Овчарова Н.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ Божковская СОШ Красносулинского района.
  6. Формирование культуры диалога на уроках. Спиридонова И.Ю., учитель русского языка и литературы    МБОУ гимназия № 1 г. Красный Сулин
  7. Развитие читательской компетенции школьников – ресурс определения стратегических направлений в сфере междисциплинарного взаимодействия учителей. Ворошилова Е.Н., к.ф.н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №92 г. Ростова-на-Дону
  8. Образовательное пространство лицея как условие формирования языковой личности. Попова Т.А., к.п.н., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей № 102» города Ростова-на-Дону

Возврат к списку