24 мая 2019 года на базе МБОУ «Школа №105» г. Ростова-на-Дону состоялся межрегиональный семинар «Единый речевой режим образовательной организации: пути формирования» в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Семинар был организован с целью повышения уровня профессиональной компетентности и развития культуры инновационной деятельности педагогических работников по проблеме формирования единого режима образовательной организации в условиях современного поликультурного пространства школы.
На семинаре присутствовали учителя русского языка и литературы, методисты и руководители методических объединений Дубовского, Мартыновского, Обливского, Ремонтненского, Тацинского, Целинского районов Ростовской области, а также городов Азова, Батайска, Ростова-на-Дону. Особенного внимания были удостоены выступления участников из Чеченской Республики (г. Грозный), с которыми активно сотрудничает ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Раскрывая основные направления государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», И.Р. Ратке, заведующий кафедрой филологии и искусства, обратил внимание на то, что развитие единого речевого пространства школы является условием сохранения и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и фактором, способствующим формированию гражданкой идентичности школьников в поликультурном пространстве.
Андреева О.С., доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, в своем выступлении уделила внимание требованиям, которые предъявляются современным обществом к качеству образования и педагогическому профессионализму учителя, определила образовательные дефициты как педагогов, так и школьников в сфере филологического образования.
С опытом работы учителей русского языка и литературы в условиях поликультурного образовательного пространства познакомила старший преподаватель кафедры русского языка и литературы ЧИПК РО Имана Эдуевна Этиева. Она подчеркнула, что именно организация проектно-исследовательской деятельности, применение технологий ситуативного, коммуникативно-деятельностного обучения на основе диалога культур является основой формирования коммуникативной личности в билингвальных условиях обучения. Ее коллега – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №48 г. Грозного Оздиева З.Р. – показала, насколько мощным инструментом развития речевой компетенции учащихся является использование методов проекта при освоении русского языка.
МБОУ «СОШ №105» неслучайно выбрано в качестве площадки для проведения семинара, так как именно в ней реализуется интегративная модель обучения русскому языку в условиях поликультурного образовательного пространства. 51% обучающихся данной школы – это дети, для которых русский язык не является родным. Данный семинар стал своего рода площадкой для диссеминации опыта школы по созданию единого речевого пространства образовательной организации.
Выступление Приходько Н.В., директора МБОУ «Школа №105», никого не оставило равнодушным, так как в нем были представлены основные пути формирования единого коммуникативного пространства школы и продемонстрированы эффективные педагогические практики работы с детьми-билингвами. Она обозначила основные инструменты развития коммуникативной компетенции таких учащихся: проектирование уроков на коммуникативно-деятельностной основе, организация диалогового пространства во время занятий, активное вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, лингвистическое погружение через общение с носителями другого языка и культуры; организация проектно-исследовательской деятельности учащихся и последующее их участие в конкурсах, фестивалях, ученических конференциях разного уровня; работа социально-психологической службы, направленная на развитие фонематического слуха учащихся, коррекцию ВПФ, нарушений устной и письменной речи; работа с представителями диаспор, вовлечение родителей в школьную жизнь детей. О каждом из этих направлений более подробно рассказали учителя МБОУ «Школа №105» г. Ростова-на-Дону: Курилина Л.О., заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы; Бойченко Н.В., учитель русского языка и литературы; Каратунова Е.Б., учитель начальной школы; Пересыпкина Н.А., учитель начальных классов, логопед.
Продолжила семинар Майборода Т.А., учитель русского языка и литературы МАОУ Лицей №11 «Естественнонаучный» г. Ростова-на-Дону, которая познакомила участников с эффективными приемами работы с учебным текстом на уроках русского языка и литературы. Она продемонстрировала метапредметный потенциал текстовой деятельности учащихся, обратила внимание на то, как реализуются междисциплинарные связи при работе с разными видами текстов, показала, насколько универсален текст как инструмент обучения в процессе развития лингвокультурологической компетенции обучающихся.
В заключение семинара участники так оценили важность и ценность данного мероприятия для своей педагогической деятельности:
«Выступающие вселили оптимизм: если возможно научить читать, писать, сочинять, творить детей, не владеющих русским языком, то работа с русскоязычными школьниками должны быть не менее результативной. Я также благодарна за встречу с Т.А. Майборода. Ее выступление, посвященное работе с текстом, убедило в том, что текст является главной дидактической единицей на любом уроке. Каждый предметник должен владеть эффективными приемами работы с текстом, не только учителя русского языка и литературы. Кроме того, текстовая деятельность – одно из главных средств создания единого языкового пространства школы» (Н.Г. Иорданишвили, учитель русского языка и литературы, МБОУ Гимназия №21, г. Батайск)
«Важно то, что формирование речевой культуры школьника должно проводится одновременно по двум направлениям: в урочной и внеурочной деятельности. Именно в таких условиях происходит активное усвоение языка. Обязательно возьму на вооружение такой прием обучение как видеосочинение, потому что это актуально для современных детей и будет мотивировать их к творческой деятельности и овладению языком! Понравилось генерирование облака слов, так как это развивает логическое и ассоциативное мышление детей» (Дульнева И.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 сл. Большой Мартын, Мартыновский район)
«Думала, что нам тяжело, так как у нас в школе 10% детей другой национальности, но когда побывала в этой школе, то поняла: работать с таким детьми можно и нужно. Видно, что педагогический коллектив болеет за свое дело – глаза горят» (Л.А. Беседина, МБОУ Кировская СОШ №2, Целинский район)
«На семинаре была предоставлена разноуровневая информация по формированию единого речевого режима в ОО. Мы увидели на конкретном примере, как можно создать такое пространство, в котором дети, не говорящие на русском языке, погружаясь в него, впоследствии сдают ЕГЭ на 60-70 баллов!» (С.М. Кузьменко, МБОУ Вербологовская СШ №6, Дубовский район)
«Выражаем огромную благодарность организаторам семинара. Мы получили много полезной и новой информации о методах и приемах работы с детьми-билингвами. Семинар имел практическую направленность. Удивило то, что учащиеся этой школы не конфликтуют между собой, так как объединены учебной и внеурочной деятельностью. Усвоение второго языка возможно, когда ведется систематическая работа, какая была представлена на семинаре коллективом Школы №105» (Алынина Е.В., МБОУ СОШ №12, г. Батайцск, Турчинова Ю.О., МБОУ СОш №5, г. Батайск).