Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Юбилеи А. А. Фета и И. А. Бунина, опыт работы учителей-словесников

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 14 След.
Юбилеи А. А. Фета и И. А. Бунина, опыт работы учителей-словесников
 

Два замечательных лирических голоса отмечают в этом году свои юбилеи: 200-летие Афанасия Афанасьевича Фета и 150-летие Ивана Алексеевича Бунина. Поэзия Фета - наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Фет вошёл в историю русской поэзии как представитель так называемого «чистого искусства». Он утверждал, что красота - единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. У него было трепетное лирическое чувство любви к родной земле. Прославленный поэт и писатель Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Ему присудили Нобелевскую премию по литературе в 1933 году, а произведения мастера слова вошли в школьную программу и признаны одними из самых выдающихся в литературе.
Стихотворения Фета чисты, свежи, невероятно красивы и мелодичны. С его лирикой необходимо знакомить учащихся в среднем звене. Она будет ими понята и принята.
Одна из задач учителя - научить учеников читать стихи Фета, помочь им понять, что содержание выражается в форме, что отдельно содержания и отдельно формы в искусстве не существует, необходимо помочь ученикам проникнуть в многозначность поэтического слова и образа, постичь породившее их переживание или мысль поэта, сложную связь с реальной действительностью, с традициями предшественников, которым следует или от которых отталкивается художник.
Для того, что бы учащиеся умели видеть и ощущать красоту поэзии Фета можно использовать различные методы и приемы. Например, для первого знакомства с лирикой необходимо, чтобы первое восприятие стихотворения учащийся получил от выразительного чтения учителя. Для анализа стихотворения необходимо тщательно продумывать вопросы по произведению. Вопросы должны направлять внимание школьников не на природные явления, а на изображение этих явлений автором, на изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для передачи настроения. Вопросы педагога должны побуждать ребенка не воспроизводить текст, а размышлять над ним. В процессе анализа литературного произведения необходимо углублять, расширять образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом; вырабатывать правильную интонацию чтения стихотворения;
И. А. Бунин - блестящий прозаик, поэт, переводчик и публицист, первый из русских писателей получивший Нобелевскую премию (1933 г.), - по праву заслужил особое место в отечественной и мировой литературе. Его имя стоит рядом с именами Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького. «Современному читателю близко и понятно мышление И. Бунина, воплотившего идею распада устоявшихся связей и ценностей с удивительной художественной силой, - пишет исследователь О. Богданова. - Фрагментарность бунинского сюжета, пристальное внимание к детали, специфическое отношение к прошлому, которое оказывается ярче и важнее настоящего, а отсюда своеобразие бунинского хронотопа, самобытность характеров его героев, реалии русской жизни, красота русской природы, высокая поэтичность чувств, великолепный язык его поэзии и прозы представляют несомненный интерес для всех, кто изучает русскую литературу».
Изучение творчества И.Бунина в 5-9 классах средней общеобразовательной школы должно быть систематизировано и на каждом этапе иметь свою специфику, обусловленную возрастными и психологическими особенностями школьников, их интересом к предложенным произведениям с тем, чтобы знакомство учащихся с творчеством писателя носило не эпизодический характер, а являлось подготовкой к изучению монографической темы в старших классах. Изучение творчества И.Бунина в определенной системе поможет более глубокому постижению учащимися личности художника слова, эстетических взглядов писателя, нашедших отражение в его произведениях.
Произведения И. Бунина включены в школьную программу и в 11 классе (профильный уровень) (рассказы «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Антоновские яблоки», «Иоанн Рыдалец», повесть «Деревня», роман «Жизнь Арсеньева», стихотворения, дневник «Окаянные дни» (по выбору учащихся), а также в 11 классе  для внеклассного чтения.
Уважаемые коллеги! Поделитесь, пожалуйста, своим опытом изучения жизненного и творческого пути А. А. Фета и И. А. Бунина в ваших классах. С уважением, Л. В. Куприянова.

 
Токарева Лариса Владимировна, г. Ростов-на-Дону, МБОУ "Школа № 18", урок-разработка  викторины по творчеству А. А. Фета
Разработка урока-викторины по творчеству А. А. Фета в 5-9 классах.
Разработала:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа № 18»
Токарева Л. В.

Цель урока-викторины:

Ознакомление с биографией замечательного русского поэта А. А. Фета, основными направлениями его творчества.

Задачи урока-викторины:

1. Воспитание у обучающихся любви к поэзии как виду искусства.

2. Изучение творчества и биографии замечательного русского поэта А. А. Фета.

1. Вступительное слово учителя.

Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт с немецкими корнями, лирик, переводчик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга.
Афанасий  Афанасьевич Фет оставил значительный след в русской литературе.  В первых стихах Фет воспевал красоту природы, много писал о любви. Уже тогда в его творчестве проявилась характерная черта – Фет говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.

2. Выступление учеников с основными моментами биографии и творчества поэта.

Ученик № 1:

Памяти Афанасия Афанасьевича Фета

(1820-1892)

[img]file:///C:/Users/1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg[/img]

В Орловской губернии недалеко от города Мценска в 19 веке была расположена усадьба Новосёлки, где 5 декабря 1820 года в доме богатого помещика Шеншина молодая женщина Шарлотта-Елизавета Беккер Фет родила мальчика Афанасия.
Шарлотта-Елизавета была лютеранкой из в Германии.
Чтение учеником отрывка из стихотворения А. А. Фета:
На пажитях немых люблю в мороз трескучий
При свете солнечном я солнца блеск колючий,
Леса под шапками иль в инее седом
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
Как любят находить задумчивые взоры
Завеянные рвы, навеянные горы,
Былинки сонные среди нагих полей,
Где холм причудливый, как некий мавзолей,
Изваян полночью,- иль тучи вихрей дальных
На белых берегах и полыньях зеркальных.
Афанасий Неофитович был ротмистром в отставке. Во время поездки за границу он влюбился в лютеранку Шарлотту-Елизавету и женился на ней. Но так как не был совершён православный обряд венчания, этот брак считался законным лишь в Германии, а в России признавался недействительным. В 1822 году женщина приняла православие, став зваться Елизаветой Петровной Фет, и вскоре они обвенчались с помещиком Шеншиным.
Когда мальчику исполнилось 14 лет, орловские губернские власти обнаружили, что Афанасия записали на фамилию Шеншин
раньше, чем его мать венчалась с отчимом. В связи с этим подростка лишили фамилии и дворянского титула.
УЧЕНИК № 2:
Это так глубоко ранило подростка, ведь из богатого наследника он в один миг превратился в безымянного человека, всю жизнь потом он мучился из-за своего двойственного положения.
С этого времени он носил фамилию Фет, как сын неизвестного ему иностранца. Афанасий воспринял это как позор, и у него появилась идея, которая стала решающей в его жизненном пути, – вернуть утраченную фамилию.
Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В 1837 он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии. После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста. В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении.
ЧТЕНИЕ учеником отрывка из стихотворения А. А. Фета:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
УЧЕНИК № 3:

В университете Афанасий сблизился со студентом Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов «Лирический пантеон». Творчество молодого студента заслужило одобрение Белинского. А Гоголь отозвался о нем, как о «несомненном даровании». Это стало своего рода «благословением» и вдохновило Афанасия Фета на дальнейшее творчество. В 1842 его стихи были опубликованы во многих изданиях, в числе которых были популярные журналы «Отечественные записки» и «Москвитянин». В 1844 году Фет окончил университет.

Окончив университет, Фет поступил на армейскую службу, это ему было нужно, чтобы вернуть себе дворянский титул. Он попал в один из южных полков, оттуда его направили в уланский гвардейский полк. А в 1854 его перевели в балтийский полк (этот период службы он позднее описал в мемуарах «Мои воспоминания»).
В 1858 году Фет окончил службу в должности ротмистра и поселился в Москве.
[img]file:///C:/Users/1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image004.jpg[/img]
В 1850 году увидела свет вторая книга со стихами Фета, которую в журнале «Современник» критиковали уже положительно, некоторые даже восхищались его творчеством. После этого сборника автора приняли в среду известных русских писателей, куда входили Дружинин, Некрасов, Боткин, Тургенев. Литературные заработки улучшили материальное положение Фета, и он отправился путешествовать за границу.
Ученик № 4:
В стихах Афанасия Афанасьевича Фета чётко прослеживались три основные линии – любовь, искусство, природа. Следующие сборники его стихов вышли в 1856 (под редакцией Тургенева И. С.) и в 1863 (сразу двухтомное собрание сочинений).
Несмотря на то, что Фет был утончённым лириком, он сумел прекрасно вести хозяйственные дела, покупать и продавать поместья, сколачивая состояние.
 В 1860 Афанасий Фет купил хутор Степановка, стал хозяйничать, жил там безвыездно, лишь ненадолго зимой появляясь в Москве.
В 1877 Фет купил в Курской губернии имение Воробьёвку. В 1881 он купил дом в Москве, в Воробьёвку приезжал лишь на дачный летний период. Он снова занялся творчеством, писал мемуары, переводил, выпустил очередной лирический сборник стихов «Вечерние огни».
После трагической гибели возлюбленной Марии Лазич Фет посвятил ей поэму «Талисман». Предполагают, что все последующие стихи Фета о любви посвящены ей же. В 1850 вышел второй сборник его стихов. Он вызвал интерес критиков, которые не скупились на положительные отзывы. Тогда же Фет был признан одним из лучших современных поэтов.
Афанасий Фет до конца жизни оставался убежденным консерватором и монархистом. В 1856 он выпустил третий сборник стихов. Фет воспевал красоту, считая её единственной целью творчества.
В 1863 году поэт выпустил двухтомное собрание стихотворений, а потом в его творчестве наступил двадцатилетний перерыв.
Лишь после того, как поэту была возвращена фамилия отчима и привилегии потомственного дворянина, он с новыми силами занялся творчеством.
К концу жизни стихотворения Афанасия Фета становились более философскими. Поэт писал о единстве человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности. В период с 1883 по 1891 Фет написал более трехсот стихотворений, они вошли в сборник «Вечерние огни». Поэт издал четыре выпуска сборника, а пятый вышел уже после его смерти.
Умер поэт в Москве 3 декабря 1892 года.

Учитель: А теперь, ребята, закрепим наши знания о биографии и творчестве А. А. Фета небольшой викториной.

Тест с ответами: “Творчество А.А.Фета”

1.Годы жизни А. А. Фета.
а) 1821-1878
б) 1820-1892 +
в) 1823-1886
г) 1836-1861

2. Название первого сборника стихотворений А. А. Фета:
а) «Лирический пантеон» +
б) «Вечерние огни»
в) «Стихотворения А. Фета»
г) «Снег»

3. Кто так говорил о творчестве А. А. Фета «И откуда у этого добродушного офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов».
а) Н. А. Некрасов
б) Л. Н. Толстой+
в) А. П. Чехов
г) Ф. М. Достоевский

4.Какое из данных стихотворений А. А. Фета было первым положено на музыку?
а) «На заре ты её не буди …» +
б) «Сияла ночь. Луной был полон сад»
в) «Жизнь пронеслась без явного следа»
г) «Задрожали листы, облетая …»

5.Ведущая тема в творчестве А. А. Фета:
а) Поэт и поэзия
б) Любовь и природа +
в) Гражданское служение
г) Предназначение человека

6. Какое стихотворение А. А. Фета близко по духу стихотворению Ф. И. Тютчева «Silentium»?

а) «Как беден наш язык! — Хочу и не могу!»
б) «Я тебе ничего не скажу…»
в) «Шепот,робкое дыханье…»+
г)»На заре ты ее не буди…»

7. Кто такой “лирический герой”?
А)  образ героя в произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены+
б)  изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ
в)  лицо, выступившее в печати без указания своего имени или своего псевдонима
г)  странствующий поэт-импровизатор, творец героического эпоса пел в сопровождении музыкального инструмента

8. Фамилия, которая была у отца А.А.Фета:
а) Фет
б) Феншин
в) Шеншин+
г) Шеин

9. В данном полку служил Фет:
а) Гусарский полк
б) Кирасирский Военного ордена полк+
в) Королевский полк

10. С кем не был знаком Афанасий Афанасьевич из данных писателей?
а) Тургенев
б) Некрасов
в) Лермонтов+

11. Как называлось стихотворение, которое Фет посвятил смерти своей возлюбленной Марии Козьминичне Лазич?
а) Старые письма+
б) Шёпот, робкое дыханье
в) Москвитянин

12. Год, когда Фет поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета:
а) В 1838+
б) В 1941
в) Он никуда не поступал
г) В 1839

13. Адресат любовной лирики А.А. Фета:
а) Е.А.Денисьева
б) А.П.Керн
в) Амалия Крюденер
Д)  Мария Лазич+

14.Годы жизни А. Фета:
а) 1850 – 1892
б) 1822 – 1892
в) 1820 – 1892+
г) 1822 – 1892

15. Место рождения А.А.Фета:
а) Новоселки Мценского уезда Орловской губернии+
б) в Ясной Поляне
в) в Петербурге
г) в Москве

Класс делится на 3 команды по рядам.

Учитель: «Спасибо всем за замечательный урок и познавательную викторину!».

Изменено: lar - 24.12.2020 00:15:56 (Ошибка)
 

[img]file:///I:/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4%20%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%20%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8%20%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%95.%D0%A1[/img]Якушева Елена Сергеевна, г. Ростов-на-Дону, МБОУ «Школа № 60»

                                   Кроссворд по рассказу И.А.Бунина «Лапти»

    Хотелось бы предложить вашему вниманию кроссворд по рассказу И.А. Бунина «Лапти». Как известно, кроссворд на уроке литературы помогает усилить интерес учеников к художественному произведению, способствует формированию у детей навыка медленного, вдумчивого чтения. Разгадывая кроссворд, учащиеся начинают более внимательно относиться к художественной детали, бережно отбирать даже мелкие подробности повествования. Отгадывание кроссвордов на уроках литературы вызывает у детей познавательную активность, создает положительный эмоциональный настрой, развивает не только интерес к предмету, но и мышление, внимание, память, способствует формированию орфографической зоркости и обогащению словарного запаса школьников. А если в кроссворде выделяется ключевое слово, то это помогает ученикам лучше понять и запомнить главную мысль произведения.

Кроссворд по рассказу И. А. Бунина «Лапти».

По вертикали:

1.Сельский житель, каким является главный герой.

2.Небольшой магазин, куда отправился главный герой.

3.Автор называет непогоду «снежный…»

4.Пространство между грудью и одеждой, куда главный герой положил драгоценную покупку.

5.Кто нашел погибшего главного героя.

6.Кто срочно требовался больному ребенку.

7.Контекстуальный синоним к слову «непогода».

8.В течение дня (наречие).

9.Низкие и широкие сани.

10.Название населенного пункта, куда отправился главный герой.

По горизонтали:

1.Как называет главный герой хозяйку.

2.Что чувствовала женщина из-за болезни ребенка.

3.Метель.

4.Больной ребенок видел на стене «причудливые…»

5.Емкость с жидкостью, которую купил главный герой.

6.Верхняя одежда главного героя.

7.Русская единица измерения расстояния.

8.Имя главного героя.

9.Что просил в бреду больной ребенок.

10.Что принес главный герой «на топку».

11.Хозяйка услышала «зловещий…»

12.Кем приходилась ребенку хозяйка дома.

13.Обувь главного героя.

14.Краситель, который купил главный герой.

15. Ключевое слово кроссворда и ключевая черта характера главного героя  рассказа И.А. Бунина «Лапти»:

То, что было присуще главному герою произведения.

Ответы.

 

По   вертикали:

1.Крестьянин

2.Лавка

3.Ураган

4.Пазуха

5.Мужики

6.Доктор

7.Страсть

8.Обыденкой

9.Розвальни

10.Новоселки

 

По   горизонтали:

1.Барыня

2.Беспомощность

3.Вьюга

4.Видения

5.Пузырек

6.Зипун

7.Верста

8.Нефед

9.Лапти

10.Солома

11.Стук

12.Мать

13.Валенки

14.Фуксин

15.   Самопожертвование

                                                 

 

Изменено: Елена Якушева - 24.12.2020 13:45:18
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 14 След.