24.12.2020 00:14:37
Токарева Лариса Владимировна, г. Ростов-на-Дону, МБОУ "Школа № 18", урок-разработка викторины по творчеству А. А. Фета
Разработка урока-викторины по творчеству А. А. Фета в 5-9 классах. Разработала: Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 18» Токарева Л. В. Цель урока-викторины: Ознакомление с биографией замечательного русского поэта А. А. Фета, основными направлениями его творчества. Задачи урока-викторины: 1. Воспитание у обучающихся любви к поэзии как виду искусства. 2. Изучение творчества и биографии замечательного русского поэта А. А. Фета. 1. Вступительное слово учителя. Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт с немецкими корнями, лирик, переводчик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга. Афанасий Афанасьевич Фет оставил значительный след в русской литературе. В первых стихах Фет воспевал красоту природы, много писал о любви. Уже тогда в его творчестве проявилась характерная черта – Фет говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции. 2. Выступление учеников с основными моментами биографии и творчества поэта. Ученик № 1: Памяти Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892) В Орловской губернии недалеко от города Мценска в 19 веке была расположена усадьба Новосёлки, где 5 декабря 1820 года в доме богатого помещика Шеншина молодая женщина Шарлотта-Елизавета Беккер Фет родила мальчика Афанасия. Шарлотта-Елизавета была лютеранкой из в Германии. Чтение учеником отрывка из стихотворения А. А. Фета: На пажитях немых люблю в мороз трескучий При свете солнечном я солнца блеск колючий, Леса под шапками иль в инее седом Да речку звонкую под темно-синим льдом. Как любят находить задумчивые взоры Завеянные рвы, навеянные горы, Былинки сонные среди нагих полей, Где холм причудливый, как некий мавзолей, Изваян полночью,- иль тучи вихрей дальных На белых берегах и полыньях зеркальных. Афанасий Неофитович был ротмистром в отставке. Во время поездки за границу он влюбился в лютеранку Шарлотту-Елизавету и женился на ней. Но так как не был совершён православный обряд венчания, этот брак считался законным лишь в Германии, а в России признавался недействительным. В 1822 году женщина приняла православие, став зваться Елизаветой Петровной Фет, и вскоре они обвенчались с помещиком Шеншиным. Когда мальчику исполнилось 14 лет, орловские губернские власти обнаружили, что Афанасия записали на фамилию Шеншин раньше, чем его мать венчалась с отчимом. В связи с этим подростка лишили фамилии и дворянского титула. УЧЕНИК № 2: Это так глубоко ранило подростка, ведь из богатого наследника он в один миг превратился в безымянного человека, всю жизнь потом он мучился из-за своего двойственного положения. С этого времени он носил фамилию Фет, как сын неизвестного ему иностранца. Афанасий воспринял это как позор, и у него появилась идея, которая стала решающей в его жизненном пути, – вернуть утраченную фамилию. Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В 1837 он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии. После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста. В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении. ЧТЕНИЕ учеником отрывка из стихотворения А. А. Фета: Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. УЧЕНИК № 3: В университете Афанасий сблизился со студентом Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов «Лирический пантеон». Творчество молодого студента заслужило одобрение Белинского. А Гоголь отозвался о нем, как о «несомненном даровании». Это стало своего рода «благословением» и вдохновило Афанасия Фета на дальнейшее творчество. В 1842 его стихи были опубликованы во многих изданиях, в числе которых были популярные журналы «Отечественные записки» и «Москвитянин». В 1844 году Фет окончил университет. Окончив университет, Фет поступил на армейскую службу, это ему было нужно, чтобы вернуть себе дворянский титул. Он попал в один из южных полков, оттуда его направили в уланский гвардейский полк. А в 1854 его перевели в балтийский полк (этот период службы он позднее описал в мемуарах «Мои воспоминания»). В 1858 году Фет окончил службу в должности ротмистра и поселился в Москве. [img]file:///C:/Users/1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image004.jpg[/img] В 1850 году увидела свет вторая книга со стихами Фета, которую в журнале «Современник» критиковали уже положительно, некоторые даже восхищались его творчеством. После этого сборника автора приняли в среду известных русских писателей, куда входили Дружинин, Некрасов, Боткин, Тургенев. Литературные заработки улучшили материальное положение Фета, и он отправился путешествовать за границу. Ученик № 4: В стихах Афанасия Афанасьевича Фета чётко прослеживались три основные линии – любовь, искусство, природа. Следующие сборники его стихов вышли в 1856 (под редакцией Тургенева И. С.) и в 1863 (сразу двухтомное собрание сочинений). Несмотря на то, что Фет был утончённым лириком, он сумел прекрасно вести хозяйственные дела, покупать и продавать поместья, сколачивая состояние. В 1860 Афанасий Фет купил хутор Степановка, стал хозяйничать, жил там безвыездно, лишь ненадолго зимой появляясь в Москве. В 1877 Фет купил в Курской губернии имение Воробьёвку. В 1881 он купил дом в Москве, в Воробьёвку приезжал лишь на дачный летний период. Он снова занялся творчеством, писал мемуары, переводил, выпустил очередной лирический сборник стихов «Вечерние огни». После трагической гибели возлюбленной Марии Лазич Фет посвятил ей поэму «Талисман». Предполагают, что все последующие стихи Фета о любви посвящены ей же. В 1850 вышел второй сборник его стихов. Он вызвал интерес критиков, которые не скупились на положительные отзывы. Тогда же Фет был признан одним из лучших современных поэтов. Афанасий Фет до конца жизни оставался убежденным консерватором и монархистом. В 1856 он выпустил третий сборник стихов. Фет воспевал красоту, считая её единственной целью творчества. В 1863 году поэт выпустил двухтомное собрание стихотворений, а потом в его творчестве наступил двадцатилетний перерыв. Лишь после того, как поэту была возвращена фамилия отчима и привилегии потомственного дворянина, он с новыми силами занялся творчеством. К концу жизни стихотворения Афанасия Фета становились более философскими. Поэт писал о единстве человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности. В период с 1883 по 1891 Фет написал более трехсот стихотворений, они вошли в сборник «Вечерние огни». Поэт издал четыре выпуска сборника, а пятый вышел уже после его смерти. Умер поэт в Москве 3 декабря 1892 года. Учитель: А теперь, ребята, закрепим наши знания о биографии и творчестве А. А. Фета небольшой викториной. Тест с ответами: “Творчество А.А.Фета” 1.Годы жизни А. А. Фета. 2. Название первого сборника стихотворений А. А. Фета: 3. Кто так говорил о творчестве А. А. Фета «И откуда у этого добродушного офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». 4.Какое из данных стихотворений А. А. Фета было первым положено на музыку? 5.Ведущая тема в творчестве А. А. Фета: 6. Какое стихотворение А. А. Фета близко по духу стихотворению Ф. И. Тютчева «Silentium»? а) «Как беден наш язык! — Хочу и не могу!» 7. Кто такой “лирический герой”? 8. Фамилия, которая была у отца А.А.Фета: 9. В данном полку служил Фет: 10. С кем не был знаком Афанасий Афанасьевич из данных писателей? 11. Как называлось стихотворение, которое Фет посвятил смерти своей возлюбленной Марии Козьминичне Лазич? 12. Год, когда Фет поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета: 13. Адресат любовной лирики А.А. Фета: 14.Годы жизни А. Фета: 15. Место рождения А.А.Фета: Класс делится на 3 команды по рядам. Учитель: «Спасибо всем за замечательный урок и познавательную викторину!».
Изменено: lar - 24.12.2020 00:15:56
(Ошибка)
|
|
|
|
24.12.2020 13:40:09
[img]file:///I:/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B4%20%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%20%D0%91%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8%20%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%95.%D0%A1[/img]Якушева Елена Сергеевна, г. Ростов-на-Дону, МБОУ «Школа № 60» Кроссворд по рассказу И.А.Бунина «Лапти» Хотелось бы предложить вашему вниманию кроссворд по рассказу И.А. Бунина «Лапти». Как известно, кроссворд на уроке литературы помогает усилить интерес учеников к художественному произведению, способствует формированию у детей навыка медленного, вдумчивого чтения. Разгадывая кроссворд, учащиеся начинают более внимательно относиться к художественной детали, бережно отбирать даже мелкие подробности повествования. Отгадывание кроссвордов на уроках литературы вызывает у детей познавательную активность, создает положительный эмоциональный настрой, развивает не только интерес к предмету, но и мышление, внимание, память, способствует формированию орфографической зоркости и обогащению словарного запаса школьников. А если в кроссворде выделяется ключевое слово, то это помогает ученикам лучше понять и запомнить главную мысль произведения. Кроссворд по рассказу И. А. Бунина «Лапти». По вертикали: 1.Сельский житель, каким является главный герой. 2.Небольшой магазин, куда отправился главный герой. 3.Автор называет непогоду «снежный…» 4.Пространство между грудью и одеждой, куда главный герой положил драгоценную покупку. 5.Кто нашел погибшего главного героя. 6.Кто срочно требовался больному ребенку. 7.Контекстуальный синоним к слову «непогода». 8.В течение дня (наречие). 9.Низкие и широкие сани. 10.Название населенного пункта, куда отправился главный герой. По горизонтали: 1.Как называет главный герой хозяйку. 2.Что чувствовала женщина из-за болезни ребенка. 3.Метель. 4.Больной ребенок видел на стене «причудливые…» 5.Емкость с жидкостью, которую купил главный герой. 6.Верхняя одежда главного героя. 7.Русская единица измерения расстояния. 8.Имя главного героя. 9.Что просил в бреду больной ребенок. 10.Что принес главный герой «на топку». 11.Хозяйка услышала «зловещий…» 12.Кем приходилась ребенку хозяйка дома. 13.Обувь главного героя. 14.Краситель, который купил главный герой. 15. Ключевое слово кроссворда и ключевая черта характера главного героя рассказа И.А. Бунина «Лапти»: То, что было присуще главному герою произведения. Ответы.
Изменено: Елена Якушева - 24.12.2020 13:45:18
|
||||
|
|
|||