Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области
«Институт развития образования»
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

31 октября 2020 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» состоялся межрегиональный онлайн-семинар «Современные образовательные технологии создания развивающей среды на уроках русского языка», который проходил на платформе Zoom и собрал более 130 педагогов русского языка и литературы Ростовской области, Чеченской Республики, Республики Дагестан, Республики Северная Осетия. В качестве спикеров выступили преподаватели ФГАОУ ВО ЮФУ, ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, учителя русского языка и литературы – победители ПНПО «Образование».

Цель семинара - повышение уровня профессиональной компетентности и развитие культуры инновационной деятельности педагогических работников в сфере разработки и реализации современных образовательных технологий создания развивающей среды на уроках русского языка в условиях современного образовательного пространства.

Открыла мероприятие Андреева Ольга Сергеевна, к.ф.н., доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, которая в своем выступлении обозначила основные вызовы перед системой школьного филологического образования в условиях информационного общества: как способствовать развитию личности учащегося средствами русского языка, как повысить мотивацию к изучению родного языка, как требования ФГОС и ГИА соотнести с потребностями учащихся.

Ярким и запоминающимся для многих участников семинара стало выступление Майборода Татьяны Андреевны, учителя русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 11» г. Ростова-на-Дону. Современные технологии работы с текстом на уроках русского языка учащихся, представленные педагогом, направлены на пробуждение познавательного интереса к родному языку, развитию воображения, мышления, речи учащихся на основе работы с текстами разной природы, формированию коммуникативной личности учащихся и достижению предметных, метапредметных, личностных результатов учащихся. 128-12.pdf

Козакова Александра Алексеевна, к.ф.н., доцент кафедры общего и сравнительного языкознания ЮФУ, и Карпун Мария Александровна, старший преподаватель кафедры общего и сравнительного языкознания ЮФУ, обратили внимание на то, как изучение истории языка, этимологии, процессов заимствования, влияет на уровень мотивации учащихся к изучению русского языка и способствует выявлению лингвистической одаренности у школьников.

Павлова Татьяна Ивановна, к.п.н., доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, в своем выступлении «Стратегии разработки тестовых заданий для развития читательских навыков обучающихся» обозначила основные тенденции в оценивании уровня читательской компетенции в рамках международного исследования PIZA, определила точки корреляции между процедурами ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и PIZA.

Эртель Анна Борисовна, к.п.н., методист Центра методической поддержки внедрения ИТ ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, продемонстрировала в онлайн-режиме потенциал цифровых образовательных платформ для создания развивающего пространства на уроках русского языка, в том числе с помощью такого ресурса, как МЭШ – московская электронная школа, многочисленные сервисы которой значительно облегчают деятельность учителя в поиске необходимой информации и медиаресурсов.  

Хапланова Натела Львовна, учитель русского языка и литературы МАОУ лицей № 1 «Классический» г. Ростова-на-Дону, презентовала «Лабораторию инструментов учителя - словесника при работе с текстом». Палитра приемов, представленных учителем, подкреплялась конкретными приемами из профессиональной деятельности.

Тренинговыми технологиями на уроках русского языка поделилась Полякова Элла Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Гимназия №52" г. Ростова-на-Дону. Системность, осознанность, продуктивность, проблемность, парадоксальность – основные принципы технологий, представленных учителем.

Особенно запомнилось участникам выступление Бородиной Инны Васильевны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 25» г. Ростова-на-Дону, по проблеме «Стратегии работы с текстом на уроках русского языка в условиях подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации». Она на примере показала, как нужно работать со сложным текстом, в который вплетены элементы комического (от юмора до сатиры).

Литвинова Ирина Александровна, к.ф.н., доцент кафедры общего и сравнительного языкознания ЮФУ, показала участникам примеры языковых игр на уроках русского языка, которые разработали студенты ЮФУ для школьников 5-11 классов.

Учителя Чеченской Республики, Республики Дагестан, Республики Северная Осетия также представили материалы для проведения семинара и приняли участие в работе аналитической трибуны, где поделились своим опытом преподавания русского языка.

Можно сказать, что программа семинара была разноплановой, многогранной, рассчитанной на самый разный уровень профессиональной подготовки учителей. Кроме того, сочетание достижений лингвистики, методики преподавания русского языка и практического опыта учителей-словесников позволило определить стратегии моделирования развивающей среды на уроках русского языка и литературы.

Программа семинара

Материалы выступлений на семинаре:

1. Создание развивающей среды на уроках русского языка в условиях информационного общества. Андреева Ольга Сергеевна, к.ф.н., доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

2. Стили Речи, 11 класс. Учитель русского языка МБОУ «СОШ №1с.Ачхой-Мартан» Бажаева З.С-А.

3. Стратегии работы с текстом на уроках русского языка в условиях подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Бородина Инна Васильевна, учитель русского языка и литературы    МБОУ «Гимназия №25» г. Ростова-на-Дону

4. Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков. Гарибян Ольги Ивановны, учитель русского языка и литературы МБОУ «Наурская СОШ № 1» Наурского муниципального района Чеченской Республики.

5. Конспект урока русского языка в 11 классе Учитель Идалова К.С., МБОУ СОШ с. Лаха Варанды, Республика Дагестан.

6. Занимательная этимология: эффективные приемы и методы создания развивающей среды на уроках русского родного языка. Карпун Мария Александровна, старший преподаватель кафедры общего и сравнительного языкознания ЮФУ.

7. Мотивация учащихся к изучению русского родного языка средствами исторической грамматики. Козакова Александра Алексеевна, к.ф.н., доцент кафедры общего и сравнительного языкознания ЮФУ

8. Языковые игры на уроках русского языка: университет школе.Литвинова Ирина Александровна, к.ф.н., доцент кафедры общего и сравнительного языкознания ЮФУ.

9. Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС, учитель русского языка и литературы Махмудова Луиза Балаевна МБОУ СОШ №5 с.Ачхой-Мартан

10. Конспект урока. Учитель русского языка и литературы. Ася Оздемирова, МБОУ СОШ №91, г. Грозный, Чеченская Республика

11. Конспект урока: «Имя существительное как часть речи»   учитель русского яязыка и литературы Россаева Луиза МБОУ СОШ с. Дачу Барзой, Республика Дагестан


Возврат к списку