Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

С 29 апреля  по 05 мая 2019 года в п. ЛОО Краснодарского края прошел фестиваль профессиональных сообществ «В царстве русского языка» для педагогических работников Ростовской области, представителей педагогической общественности субъектов РФ. Фестиваль «В царстве русского языка», организованный факультетом дошкольного и начального образования РИПК и ППРО под руководством проректора по учебно-методической работе Алимовой Е.Е. и декана факультета дошкольного и начального образования Сундуковой А.Х. в рамках реализации мероприятия «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и в рамках государственной программы Ростовской области «Развитие образования», проходил при поддержке Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, федерального проекта партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Новая школа», регионального отделения Всероссийской Общественной организации «Воспитатели России». Социальными партнерами фестиваля выступили издательства «Русское слово», «Цветной мир» г. Москва.

Цель проведения Фестиваля - обеспечение инновационного развития и повышение качества муниципальных систем образования через - создание позитивного имиджа деятельности муниципальных профессиональных педагогических сообществ;

- развитие региональной методической платформы по повышению статуса русского языка как языка межнационального общения и государственного языка Российской Федерации;

- расширение сети творческих профессиональных объединений педагогов Ростовской области по представлению инновационных практик обучения русскому языку и литературе, выявлению и изучению опыта работы педагогов, получающих эффективные результаты обучения детей в условиях поликультурного социума.

Аудитория участников фестиваля (107 человек) представлена специалистами и методистами муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере дошкольного образования, руководителями, заместителями руководителей, педагогами ДОУ, научными сотрудниками ФГНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, АНО ДПО «Аничков мост», работниками ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, представителями издательств «Русское слово», «Цветной мир»; ответственными редакторами журналов, профессиональными сообществами молодых педагогов ДОУ, лидерами в образовании из 15 муниципальных образований Ростовской области (районы: Азовский, Аксайский, Волгодонской, Зерноградский, Зимовниковский, Заветинский, Песчанокопский, Пролетарский, Сальский; города: Батайск, Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Ростова-на-Дону) и 3 субъектов РФ (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Крым - г. Евпатория).

В рамках фестиваля представлены лучшие российские инновационные практики дошкольного образования, современные образовательные программы и технологии. Мероприятия прошли под эгидой Года театра в России, Года народного творчества в Ростовской области. (Программа). Торжественное открытие фестиваля прошло в теплой дружеской атмосфере профессионального взаимодействия. Елена Евгеньевна Алимова, проректор по УМР ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, зачитала приветственное послание заместителя председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ Ларисы Николаевны Тутовой участникам фестиваля профессиональных сообществ «В царстве русского языка»

В первый день фестиваля проведенный круглый стол под руководством модератора дня Алимовой Е.Е., проректора РИПК и ППРО института, кандидата психологических наук, и эксперта дня Сундуковой А.Х., декана факультета ДиНО, кандидата философских наук, доцента, был посвящен обсуждению проблем и перспектив обеспечения стратегических направлений полноценного функционирования русского языка в рамках подпрограммы «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога» в условиях реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации «Развитие образования

В ходе обсуждения вопросов круглого стола Мукина Ксения Владимировна, методист издательства «Русское слово», осветила проблему «Творческое чтение как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста».

Важным направлением работы первого дня фестиваля стали проектные мастерские для участников фестиваля по проблеме «Проектирование образовательной среды - условие полноценного функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования» под руководством спикеров (кураторов) групп: Алимовой Е.Е, (1.1. группа), Лукьяненко В.Н.(1.2.группа), Сундуковой А.Х.(2.1.группа), Падашуль Н.В.(2.2.группа), Баландиной Л.А. (3.1. группа), Исаевой И.Ю.(3.2. группа), Корчаловской Н.В.(4 группа), на которых были спроектированы условия функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования.

Идеей второго дня фестиваля стало обсуждение вопросов, представляющих народную культуру как инструмент сохранения, передачи и дальнейшего развития духовного наследия в условиях поликультурного языкового пространства. На круглом столе Алимовой Е.Е и Сундуковой А.Х. был показан потенциал народной культуры для открытия детьми смысла слова в образовательной среде. Организационно-деятельностные игры фестиваля в каждой группе участников были нацелены на использование в образовательном процессе народных игр как средства эстетической коммуникации в условиях приобщения к языковой народной педагогике, а также место народных танцев как способа развития речевой коммуникации ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Идея третьего дня фестиваля раскрывает вопросы формирования интереса к русскому языку и литературе в условиях поликультурного социума средствами театра. В ходе обсуждения Н.В. Корчаловская дала характеристику педагогического сопровождения по формированию интереса к русскому языку   средствами театрального искусства в условиях поликультурного образовательного пространства. В ходе фестиваля спикерами (кураторами) групп были организованы театральные салоны, так Исаева И.Ю. актуализировала проблему речевого развития средствами театра-невозможного.

Идея четвертого дня фестиваля посвящена вопросам сохранения русского языка как национальной ценности. В процессе организации круглого стола под руководством Алимовой Е.Е. и Сундуковой А.Х. с участниками фестиваля обсуждена проблема коммуникативно- деятельностного подхода в обучении русскому языку и культуре речевого поведения детей дошкольного возраста. В ходе обсуждения вопросов круглого стола Лукьяненко В.Н., методистом отдела ДиНО, в формате лаборатории умных движений была обозначена проблема развития речи через различные движения.

Литературные турниры участников фестиваля способствовали повышению уровня речевой культуры педагогов как условия грамотной речи детей в ДОУ.

Идеей пятого дня фестиваля стало обсуждение тенденций и перспектив развития дошкольного образования в поликультурном пространстве ДОУ. Баландиной Л.А. был представлен механизм проектирования региональной среды развития профессионального творчества педагога. В ходе инновационных гостиных участники фестиваля Азовского района (Асеева Я. В. МКУО РИМЦ, Ан Т.Е.ДОУ №60 ), г. Батайска (Костенко М.Г., АкмаловаЕ.Н..ДОУ№3; Разбаум О.Н ДОУ №29 и др.), г. Ростова-на-Дону(лауреаты конкурса «Браво, дети» ДОУ № 42,198 и др); Санкт-Петербурга (Буренина А.И., автор программы «Ритмическая мозаика», «Теремок»), г. Москвы (Лыкова И.А., автор программ «Цветные ладошки», «Теремок») представили инновационные практики полноценного функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Фестивальные дни ежедневно завершались подведением итогов и творческими вечерами, подготовленными работниками образовательных учреждений городов Ростовской области: Батайска, Сальска, Зернограда, Ростова-на-Дону.

Фестиваль вызвал одобрение со стороны участников и пожелания продолжения таких продуктивных форм профессионального взаимодействия.

Фестиваль продемонстрировал, что русский язык является основой развития гражданской самоидентичности дошкольников в ДОУ, языковых компетенций и творческих способностей педагогов в условиях межкультурной коммуникации, направленной на утверждение ценностного потенциала русского языка как государственного языка Российской Федерации; определил направления совершенствования условий для развития кадрового потенциала в целях популяризации и всестороннего развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России, дал импульс развитию сетевого профессионального сообщества педагогических работников по реализации стратегических направлений государственной языковой политики в системе дошкольного образования.

Хроника событий

Размер: 4.7 MБ



Возврат к списку