Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Начиная с 90-х годов прошлого столетия идет процесс возрождения российского казачества, играющего большую роль в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и его готовности служения Отечеству. В Ростовской области развивается и совершенствуется система казачьего образования, которая включает более 250 учреждений. Это  казачьи кадетские корпуса, казачьи кадетские учреждения профессионального образования, муниципальные общеобразовательные учреждения, центры дополнительного образования, детские сады, имеющие областной статус «казачьи». Наиболее активно ведется работа по возрождению традиций казачества, реализации региональной модели этнокультурного компонента  в образовательных учреждениях  Семикаракорского, Шолоховского, Белокалитвинского, Волгодонского районов, г. Новочеркасска, Шахт.

Аналитическая справка

по итогам изучения содержания основной образовательной программы образовательных учреждений Ростовской области со статусом «казачье»

В целях изучения вопросов использования материалов, связанных с этнокультурным  развитием народов России, в частности Ростовской области, возрождением и развитием казачества в образовательных учреждениях со статусом «казачье», проведена экспертиза основных образовательных программ начального общего, основного общего образования.

При изучении вопроса использовались основные образовательные программы, опубликованные на сайтах образовательных учреждений г.г. Азова, Шахты, Донецка,  Ростова-на-Дону, Азовского, Песчанокопского, Октябрьского (с), Каменского, Кагальницкого районов.   

Экспертиза осуществлялась путем анализа основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования по критериям: 

  • структурная целостность ООП;
  • отражение в программах вопросов, связанных с казачеством;
  • результативность;
  • доступность;
  • адаптированность к условиям конкретного ОУ;
  • инновационность;
  • сетевое взаимодействие ОУ с другими учреждениями.

В целом все образовательные программы образовательных учреждений разработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной образовательной программы, определяют цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса и направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, саморазвития и самосовершенствования обучающихся.

Отдельные разделы и компоненты программ разработаны в соответствии с требованиями. Во всех образовательных учреждениях наиболее подробно расписан организационный раздел, учебный план образовательного учреждения со статусом «казачье». Изучение истории, традиций, культуры казачества осуществляется за счет введения дополнительных часов за счет вариативной части, введения модулей связанных с казачеством по отдельным темам при изучении истории, географии, биологии и других предметов.

Вместе с тем анализ выявил целый ряд типичных ошибок и недочетов, допущенных  в изученных ООП:

  • программы составлены без учета  региональных, местных особенностей, не учтена специфика образовательного учреждения со статусом «казачье»;
  • в программах не прослеживается тематика инновационной проблемы,  над которой работает образовательное учреждение, имеющее статус «казачье»;
  • в Целевом разделе основных образовательных программ отсутствуют цели и задачи, связанные с темой инновационного проекта, связанной с историей, традициями казачества;
  • отсутствуют четкие планируемые результаты, связанные с изучением истории казачества, культуры, традиций;
  • внеурочная деятельность прописана в соответствии со стандартом без ссылки на инновационную деятельность, изучение казачества; 
  • в большинстве программ отсутствует оценка кадровых, материально-технических, информационных,  организационных  затрат с точки зрения  необходимости для достижения заявленных  результатов, связанных с казачеством или иной инновационной деятельностью;
  • пояснительная записка не учитывает  образовательные потребности и запросы участников образовательной деятельности данного конкретного учреждения со статусом «казачье»;
  • требования к планируемым результатам учащихся, освоивших ООП, не учитывают особенности и специфику программ и курсов ОУ со статусом «казачье»;
  • большинство программ не обеспечивают преемственности и единства обучения и воспитания школьников в контексте «казачьего» статуса;
  • не разработана система мониторинга  реализации ООПв условиях «казачьего» компонента.

На основании вышеизложенного образовательным учреждениям со статусом «казачье», учреждениям, осуществляющим инновационную деятельность в статусе ОбИП, рекомендуем  доработать основные образовательные программы с учетом замечаний.

Приложение

Справка

Образовательные программы образовательных организаций разработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья..

Образовательная программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

В ходе изучения основных образовательных программ образовательных учреждений, имеющих инновационные площадки, связанные с реализацией регионального и этнокультурного компонента, выявлено:

  • образовательные учреждения, реализующие инновационные проекты, в том числе  со статусом «казачье» имеют соответствующие основные образовательные программы, составленные в соответствии с примерными требованиями;
  • в программах не прослеживается тематика инновационной проблемы,  над которой работает образовательное учреждение;
  • в целевом разделе основных образовательных программ отсутствуют цели и задачи, связанные с казачеством;
  • отсутствует обоснования работы над темой, связанной с введением инновации;
  • отсутствуют четкие планируемые результаты, связанные с изучением истории казачества, культуры, традиций;
  • внеурочная деятельность прописана в соответствии со стандартом без ссылки на инновационную деятельность;  
  • отсутствует приемственность основных образовательных программ различных уровней.

Во всех образовательных учреждениях наиболее подробно расписан организационный раздел, учебный план образовательного учреждения со статусом «казачье». Изучение истории, традиций, культуры казачества осуществляется за счет введения дополнительных часов за счет регионального компонента, введения модулей связанным с казачеством по отдельным темам при изучении истории, географии, биологии и других предметов.