Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

gif В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы выходят издания по направлениям: «достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”» и «распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей».

 

Проектирование содержания общего образования в сфере физической культуры в условиях введения ФГОС

Автор-составитель: Певицына Л.М. (5,0 п. л.)

Цель данного учебного пособия – оказание помощи учителям физической культуры в расширении и обогащении  профессиональных компетенций, в построении педагогической деятельности и профессионального саморазвития в условиях инновационного совершенствования образовательных систем.

Пособие является частью учебно-методического комплекса программы повышения квалификации.

Данное издание призвано удовлетворить потребность учителей физической культуры Ростовской области в методическом сопровождении программ повышения квалификации и совершенствовать уровень их профессиональной компетентности для достижения высокого качества образования в сфере физической культуры.

 

Тринитатская О.Г., Чекунова Е.А., Протопопова В.А., Колыбельникова И.Д. Деятельность социокультурного комплекса в условиях государственно-общественного управления образованием (из опыта работы базовой площадки МБОУ АСОШ № 2 г. Аксая) (25,0 п. л.)

В учебном пособии раскрываются вопросы теории и практики деятельности социокультурного комплекса в условиях государственно-общественного управления образованием.

В первой главе раскрываются методологические основы деятельности социокультурного комплекса. Вторая глава посвящена теоретическим основам управления развитием социокультурного комплекса в условиях общественного участия. В третьей главе представлены технологические основы государственно-общественного управления образованием в условиях социокультурного комплекса

Пособие является логическим продолжением серии работ по государственно-общественному управлению образованием в условиях социокультурных изменений. В нем отражены результаты исследования, проведенного на базовой площадке в МБОУ АСОШ № 2 г. Аксая в рамках реализации ФЦПРО на 2011-2015 годы, нацеленного на определение инновационных технологий организации деятельности социокультурного комплекса в условиях города.

Книга предназначена для руководителей образования всех уровней, сотрудников системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, студентов педагогических вузов, а также для всех, кто интересуется вопросами эффективности деятельности социокультурных комплексов в условиях модернизации образования.

 

Гульчевская В.Г., Осадченко Н.Г., Рудая Т.И. Инновационные технологии индивидуально-личностного развития обучающихся в условиях введения ФГОС (из опыта работы базовых площадок) (8,0 п. л.)

Методические рекомендации основаны на обобщении опыта базовых ОУ федеральной  стажировочной площадки ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, реализующих инновационные образовательные модели в рамках мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 годы по направлению «достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”». Приоритетное место  в содержании  деятельности представляемых базовых площадок занимает разработка и внедрение в школьную практику инновационных моделей образования, основной целевой направленностью которых является ресурсное и технологическое обновление образовательного процесса как условие   индивидуально-личностного развития обучающихся. Типовые решения моделей, включающие описание как инновационных концептуальных идей создания моделей, так и апробированных в опыте эффективных практических способов их реализации, могут быть рекомендованы для внедрения в массовую  школьную практику.

Адресованы рекомендации руководителям общеобразовательных учреждений, руководителям методических объединений, методистам муниципальных методических служб, учителям, преподавателям и методистам ИПК.

 

Гульчевская В.Г., Королева Л.Н., Осадченко Н.Г. Педагогический мониторинг эффективности стажировочной практики педагогических и управленческих кадров в условиях инновационной системы повышения квалификации (5,0 п. л.)

Данное методическое пособие позволяет выявить наиболее эффективные и оптимальные типовые решения задач повышения качества образовательного процесса в целях их распространения и возможного внедрения.

Цель данного пособия – создание наукоёмкого и практикоориентированного педагогического инструментария мониторинга эффективности стажировочной площадки в условиях инновационной системы повышения квалификации.

Структура настоящего пособия следует логике компонентов  модели педагогического мониторинга и процесса его осуществления в системе стажировочной практики.

 

Чепкова О.Н. Организация развивающей информационно-образовательной среды школы правовой культуры (4,5 п. л.)

В методическом пособии представлен инновационный опыт развития и методического сопровождения информационно-образовательной среды как ключевого компонента образовательной системы современной школы.

В публикации рассматриваются проблемы организации эффективной информационно-образовательной среды школы правовой культуры в контексте обеспечения современного качества образования, успешной социализации, воспитания и развития личности и возможности среды трансформироваться в уникальную образовательную систему, полноценно реализующую компетентностный подход в современном образовании.

Публикация адресована организаторам образовательных систем различного уровня, педагогическим работникам, успешно реализующим сетевые проекты и инновационный поиск которых связан с проблемами организации эффективного сетевого образования.

 

Небоженко М.М. Современные библиотечные интернет-ресурсы в обеспечении информационных потребностей педагогов (5,5 п. л.)

Настоящее методическое пособие акцентирует внимание на вопросах информационных потребностей педагогов, обеспечивающих продуктивность их профессиональной деятельности.

Современная социальная функция библиотек выражается концепцией «библиотека без стен», согласно которой любой открытый документ, находящийся в любой точке мира, должен быть доступен пользователю. Технологически эта концепция реализуется путем создания библиотечных интернет-ресурсов, играющих значительную роль в системе удовлетворения информационных потребностей педагогов.

 

Коновалова И.С. Организация системы педагогического мониторинга качества обучения средствами сетевых информационных технологий
(6,0 п. л.)

В методических рекомендациях излагаются основные нормативно-правовые требования, теоретические и практические подходы к организации системы педагогического мониторинга качества обучения средствами современных информационных сетевых технологий. Содержание рекомендаций включает анализ возможности современных информационных образовательных систем для организации тестирования, приемов составления тестовых заданий для оценки знаний учащихся, использования готовых контрольно-оценочных средств, предоставленных  сетью Интернет.

В приложениях приведены примеры локальных нормативных документов, регламентирующих порядок организации мониторинга качества образования, проведения аттестации учащихся, использования контрольно-измерительных материалов в образовательном учреждении.

Данные методические рекомендации предназначены для административных и педагогических работников системы основного общего образования, ответственных за разработку  контрольно-измерительных материалов, организацию и проведение мониторинга качества образовательных результатов.

 

Левченко А.А. Инновационные формы педагогической коммуникации на основе «облачных» сервисов Google (5,0 п. л.)

Учебно-методическое пособие предназначено для освоения педагогических возможностей “облачных” сервисов Google, методики организации инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса на их основе.

В пособии содержатся теоретические сведения и практические рекомендации по применению “облачных” технологий в работе с сетевыми документами, графикой, созданию образовательных сайтов и блогов.

Построенное по модульному принципу, пособие включает проектные задания для самостоятельной работы, позволяющие сформировать практические навыки использования документов и сервисов Google для организации сетевого взаимодействия и дистанционного обучения.

Пособие может быть использовано как в качестве дидактического обеспечения процесса повышения квалификации педагогов, так и для самообразования широкого круга читателей: педагогов, студентов, учащихся, родителей.

 

Петров Д.В. Оценка эффективности педагогической деятельности средствами Microsoft Office Excel 2010 (5,0 п. л.)

Электронные таблицы одна из самых интересных и сложных программ пакета Microsoft Office 2010, обладающая широким спектром возможностей: от создания простых таблиц, построения диаграмм и графиков до решения сложных вычислительных задач и моделирования процессов и явлений. Многочисленные средства автоматизации работы, оформления документов, богатые вычислительными возможностями, в руках учителя могут стать надежным инструментом оценки эффективности педагогической деятельности. 

К сожалению, большинство пользователей применяют лишь малую часть возможностей программы. Данное методическое пособие, написанное простым и доступным языком, позволит легко освоить приемы использования в педагогической деятельности новейшей версии программы Microsoft Excel 2010.

В первой части пособия на доступных примерах рассматриваются основы работы с  интерфейсом программы, использование ее основных возможностей (работа с текстом, таблицами, функциями, построение графиков и диаграмм и др.).

Вторая часть пособия ориентирована на освоение способов обработки педагогических данных средствами Microsoft Excel на примерах из педагогической практики: формирование базы данных, анализ успеваемости, расчет показателей качества образовательной деятельности, создание тестов, кроссвордов и др.

 

Иванова Н.Б. Инновационные подходы к разработке основной образовательной программы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС (12 п. л.)

Методические рекомендации освещают механизмы проектирования образовательного процесса, который включает содержание, формы организации учебной и внеучебной деятельности, условия, характеризующие образовательную среду. Все позиции представлены в рамках основной образовательной программы на основе требований ФГОС общего образования.

Данные методические рекомендации позволят руководителям образовательных учреждений осознанно подойти к разработке образовательной программы каждого уровня общего образования, примеры фрагментарно разработанных компонентов помогут целостно представить программный документ и, в то же время, использовать опыт управленческой и педагогической практики, найти отличительные особенности своего образовательного учреждения и внести свое видение в развитие школы.

 

Программно-целевое управление развитием дошкольного образовательного учреждения. Автор-сост. Бех Л.В. (20,0 п. л.)

Данное методическое пособие включает эффективный опыт управления прогимназией № 46 г. Шахты и МБДОУ № 121 г. Батайска на основе программно-целевого подхода, апробированный на федеральной стажировочной площадке. Пособие содержит практические разработки: концепцию развития ОУ, целевую программу по введению ФГОС ДО, комплексно-целевую программу здоровьесберегающей деятельности, инновационные проекты, модель государственно-общественного управления, методические рекомендации по подготовке к профессиональному конкурсу и разработке различного рода проектов.

Методическое пособие предназначено для руководителей органов управления образованием, специалистов отделов образования, курирующих вопросы дошкольного образования, руководящих работников и педагогов муниципальных и государственных дошкольных ОУ. В качестве примеров приводятся конкретные материалы, являющиеся результатом инновационного проектирования педагогов.

 

Модель информатизации деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Автор-сост. Л.А. Баландина,  Г.Н.Марченко (13 п. л.)

В методическом пособии представлены материалы, разработанные участниками совместной деятельности базовой и стажировочной площадки ГБОУ ДПО РО РИПК И ППРО, а также инновационный опыт разработки модели  информатизации деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. В целях построения современной модели информатизации деятельности данное методическое пособие является условием научно-методической поддержки по обобщению опыта совместной деятельности базовой и стажировочной площадок по данной проблеме.

Материалы пособия будут полезны руководителям базовых площадок, специалистам и методистам муниципальных органов, осуществляющим управление в сфере дошкольного образования для научно-методического, консультационного сопровождения и распространения инновационных моделей, проектов, программ инновационного развития ДОУ на основе информационных технологий.

 

Сухлоев М.П. Формирование среды мониторинга уровня готовности выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ на базе тестовой оболочки   MyTest (3,0 п. л.)

Методическое пособие ориентировано на использование в процессе обучения на прохождения курсах повышения квалификации. Оно также может быть использовано учителем-предметником для самостоятельной подготовки к проведению сетевого компьютерного тестирования в качестве пробного экзамена по ГИА и ЕГЭ и проведения текущего мониторинга уровня обученности учащихся.

 Интерактивный характер пособия реализуется в форме заданий, на которые нужно дать ответ в электронном приложении (рабочая тетрадь). Часть заданий направлена на выяснение мнения, позиции слушателя по каждой рассматриваемой теме. Другая часть практических заданий ориентирована на осваивание технологии мониторинга. В рабочей тетради, где представлены все задания, определен тип ответа и порядок его фиксации. Также предусмотрено оформление потфолио из материалов, созданных слушателем в ходе прохождения данного курса.

 

Алимова Е.Е., Гончарова В.И. и др. Аналитический отчет по направлениям лота 2 (17, п. л.)

Данный отчет  отражает результаты деятельности стажировочной площадки за период с августа 2011 года по декабрь 2013 года и достигнутые показатели выполнения обязательств по  приоритетных направлений ФЦПРО на 2011-2015 годы, на поддержку которых выделялись средства федеральной субсидии.

 

Гончарова В.И., Эртель А.Б. Использование образовательных ресурсов удаленного доступа в деятельности ОУ (6,0 п. л.)

В пособии представлены результаты практической работы и аналитические выводы о возможности применения электронных образовательных ресурсов в учебном процессе и внеучебной деятельности. Раскрыты преимущества информационных технологий в решении задач обеспечения качества образовательного процесса, дается обзор ресурсов, необходимых для обеспечения введения ФГОС общего образования и управления введением новых образовательных стандартов.

Учебно-методическое пособие предназначено для работы руководителей и учителей-предметников общеобразовательных учреждений.

 

Тринитатская О.Г., Чекунова Е.А., Протопопова В.А., Рябышева М.В. Государственно-общественное управление как фактор повышения качества образования в условиях модернизации образования (23 п. л.).

В учебном пособии раскрываются вопросы теории и практики государственно-общественного управления как фактора повышения качества образования в условиях модернизации образования.

В первой главе раскрываются целевые ориентиры модернизации образования, вопросы институционализации государственно-общественного управления школой как фактора повышения качества образования в условиях его модернизации, направления совершенствования нормативно-правового обеспечения общественного участия в управлении современной школой. Во второй главе представлены теоретико-методологические подходы к государственно-общественному управлению современной школой, формы государственно-общественного управления образованием, критерии, показатели, уровни эффективности государственно-общественного управления образованием. Третья глава содержит описание технологий государственно-общественного управления современной образовательной организацией в условиях модернизации образования.

Пособие является логическим продолжением серии работ по государственно-общественному управлению качеством образования в условиях социокультурных изменений. В нем отражены результаты исследования, проведенного в МБОУ лицее № 103 Советского района г. Ростова-на-Дону в рамках реализации ФЦПРО.

Книга предназначена для руководителей образования всех уровней, сотрудников системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, студентов педагогических вузов, а также для всех, кто интересуется вопросами эффективности государственно-общественного управления образованием.

 

Головко Т.Г., Коновалова И.С. Образовательный блог как пространство эффективной педагогической деятельности (4,5 п. л.).

Цель данного методического пособия – оказание помощи педагогам в освоении веб-инструментов и сред создания образовательного блога, формирование представлений о возможностях его применения для эффективного решения образовательных задач.

Пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации учителей. Может быть использовано в качестве учебно-методического обеспечения образовательного процесса, а также для самообразования широкого круга педагогических работников: руководителей образовательных учреждений, специалистов отделов образования, студентов педагогических вузов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей.

 

Головко Т.Г. Обеспечение здоровья и безопасности школьников в условиях современной информационной образовательной среды (6,0 п. л.).

Содержание методического пособия отражает актуальные проблемы обеспечения физического и психологического здоровья и безопасности школьников в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Соответствует новым санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.6.2821-10), регламентирующим деятельность образовательных учреждений общего среднего образования.

Пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, специалистам муниципальных методических служб, учителям и другим педагогическим работникам, включает нормативные, информационные и методические материалы, которые могут быть использованы при разработке и реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников.

 

Коновалова И.С., Эртель А.Б. Ресурсы и сервисы интернет как инструмент достижения новых образовательных результатов ФГОС (8,0 п.л.).

Содержание пособия отражает современные подходы к организации педагогической коммуникации средствами сетевых информационных технологий. Охватывает спектр основных проблем их адаптации в образовании: способы и инструменты планирования учебной деятельности, приемы организации взаимодействия и особенности организации обратной связи и оценивания результатов обучения на основе использования образовательных сетевых ресурсов и сервисов.

Методическое пособие по использованию ресурсов и сервисов Интернет как инструмента достижения новых образовательных результатов разработано в помощь руководителям и специалистам муниципальных методических служб, руководителям и педагогам образовательных учреждений по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы в системе общего образования Ростовской области.

 

Киселёва О.Ф., Левченко А.А. Организация информационно-образовательного пространства школы средствами единой образовательной сети «Дневник.ру» (6,0 п. л.).

Методические рекомендации по внедрению системы электронных дневников и журналов на базе Единой образовательной сети «Дневник.ру» предназначены для участников апробации системы учета учебных достижений учащихся на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Рекомендации будут интересны для различных категорий педагогических работников, занимающихся проблемами совершенствования системы оценивания учебных достижений учащихся в рамках организации информационно-образовательной среды образовательного учреждения.

Каждая тема представляет собой законченный учебный модуль, включающий теоретический и практический материалы, позволяющие сформировать способность к творчеству и самостоятельному решению проблем.

Данные рекомендации могут быть использованы в качестве методического обеспечения к программе повышения квалификации по направлению «Информационные технологии в образовании».

 

Коновалова И.С., Бахмет Ю.П. Моделирование эффективного учебного процесса средствами сетевых информационных технологий (4,0 п. л.).

Методические рекомендации содержат учебный материал, предназначенный для освоения приемов работы в информационно-насыщенной среде. Рекомендации рассматривают возможности применения технологий Веб 2.0 для моделирования информационно-образовательной среды, удовлетворяющей запросам современной системы образования; дидактические возможности использования современных технологий Веб 2.0 для достижения требований ФГОС нового поколения, включены практические работы по освоению приемов работы с сервисами Веб 2.0.

Методические рекомендации разработаны в помощь слушателям курсов повышения квалификации, учителям, руководителям образовательных учреждений, методистам и руководителям отделов образования для реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы в системе общего образования Ростовской области; могут быть использованы в качестве учебно-методического обеспечения образовательного процесса и самообразования.

 

Создание основанной на ИКТ системы управления качеством основного общего образования, обеспечивающей доступ образовательным ресурсам и сервиса (сборник: в 2-х ч., авторский коллектив (12,0 п. л.)).

В сборнике представлен опыт деятельности ЦМТП по направлению «Создание основанной на ИКТ системы управления качеством основного общего образования, обеспечивающей доступ образовательным ресурсам и сервисам», который был накоплен в процессе работы стажировочной площадки ФЦПРО по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образоательной инициативы “Наша новая школа”» в рамках деятельности по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования».

Во второй части сборника вниманию читателей представлены вопросы разработки региональной системы управления качеством образования в информационной среде. Интересен опыт апробации автоматизированной системы оценки образовательных результатов в Ростовской области.

 

Автономное дошкольное образовательное учреждение – модель государственно-общественного управления образованием. Авт.-сост.: Л.А.Баландина, М.В.Игнатьева (20,0 п. л.).

В методическом пособии представлены методические материалы, разработанные участниками совместной деятельности базовой МАДОУ № 49 г. Ростова-на-Дону и стажировочной площадки ГБОУ ДПО РО РИПК И ППРО, способствующие распространению инновационного опыта реализации модели  государственно-общественного управления в условиях автономного ДОУ, примерные нормативно-правовые акты, регулирующие расширение участия общественности в управлении дошкольным образованием.

Материалы пособия будут полезны руководителям базовых площадок, специалистам и методистам муниципальных органов, осуществляющим управление в сфере дошкольного образования для научно-методического, консультационного сопровождения в реализации и распространении инновационных моделей, проектов, программ инновационного развития ДОУ в условиях государственно-общественного управления дошкольным образованием.

 

Бахмет Ю.П., Эртель А.Б. Организация внеурочной деятельности обучающихся средствами ИКТ в условиях введения ФГОС ОО (4,0 п. л.).

В данных методических рекомендациях представлена внеурочная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС. Авторы раскрывают практику организации внеурочной деятельности обучающихся средствами ИКТ, в частности: использование методов проектов, оценивание реализации проектной деятельности в сети Интернет, ресурсы и сервисы сети Интернет для организации проектной деятельности школьников, примеры сетевых проектов.

Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных учреждений.

 

Гульчевская В.Г., Рудая Т.И. Педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития обучающихся в урочной деятельности (8,0 п. л.).

В данном учебном пособии  рассмотрены основные  идеи,   положения гуманистической педагогики, представленные в фундаментальных психолого-педагогических концепциях и  моделях развития личности известными отечественными и зарубежными учеными, государственные концептуальные установки на развитие российского образования, послужившие теоретической и нормативной основой разработки технологической системы процесса педагогического сопровождения и поддержки обучающихся в урочной деятельности.

Описан опыт практического применения  методов и технологий педагогического сопровождения и поддержки  в реальном процессе урочной деятельности. Представлены методические разработки и сценарии уроков математики, физики, русского языка, обществоведения,  развития речи, уроков в начальной школе. Как условие усиления социальной направленности индивидуально-личностного развития обучающегося раскрываются содержание, формы, методы педагогического сопровождения и поддержки во внеурочной воспитательной системе школы, выстроенной в соответствии с основными положениями концепции духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России.

 

Управление образовательным процессом в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.Автор-составитель   Г.Н. Калайтанова (18,0 п. л.)).

В пособии представлены  учебно-методические материалы, апробированные  в базовых  дошкольных организациях стажерской площадки  РО РИПК и ППРО (лот № 1 ««Модернизация муниципальных систем дошкольного образования) педагогическими коллективами (ДОУ № 7, 37, 55 г.Новочеркасска) и слушателями стажерской практики (ДОУ № 93 г.Таганрога, № 23 г. Каменска-Шахтинского).

Современная стратегия развития дошкольного образования способствовала  руководителям ДОО  поиску  новых инновационных подходов к руководству образовательным процессом, развитию профессиональных компетентностей  и творчества педагогических работников. В пособии раскрываются управленческие механизмы деятельности руководителей ДОО, работающих а инновационном режиме развития. На практическом материале показывается, как структура управления формируется и реализуется в педагогической практике, в том числе и коррекционно-развивающей работе с детьми.

Пособие предназначено для практических работников ДОУ, слушателей курсов повышения квалификации.

 

Копытина М.Г., Ничипорюк Е.А., Селезнева Ю.В. Мониторинг качества повышения квалификации и профессиональной деятельности дошкольных работников, прошедших обучение в рамках стажировочной площадки (4,0 п. л.).

В методическом пособии представлено содержание двух программ мониторинговых исследований, разработанных и их апробированных в Ростовской области в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы по направлениям «достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и «распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей».

Предлагаемое пособие представляет интерес для организаторов повышения квалификации работников образования, а также для руководителей образовательных организаций: использование материалов данных программ поможет оценить особенности профессионально-личностного развития работников образовательных организаций, их профессиональной компетентности, а также удовлетворенности родителей обучающихся деятельностью конкретных работников и образовательной организации в целом.

 

Корчаловская Н.В. и др. Инновационные модели организации профессиональной деятельности педагогов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (7,0 п. л.).

В методическом пособии представлены практико-ориентированные материалы из опыта работы базовых площадок г. Таганрога по моделированию инновационного развития и обеспечения качества  дошкольного образования в условиях модернизации системы образования. Раскрыты теоретические и практические аспекты организации профессиональной деятельности педагогов в условиях введения ФГОС ДО.

 

Создание эффективной педагогической системы формирования метапредметных и предметных компетенций младших школьников. Авт.-сост.: А.Т.Злобина, Т.Ф.Пожидаева (6,0 п. л.)).

В сборнике представлен педагогический опыт работы учителей начальных классов МБОУ лицея № 5 г. Каменск-Шахтинский Ростовской области по формированию метапредметных и предметных компетенций в процессе проектирования и проведения урочной и внеурочной педагогической деятельности, реализующих стандарт в условиях обучения по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

В сборнике также нашли отражение творческие наработки учителей начальных классов Ростовской области, специалистов РИПК и ППРО, освещается широкий круг вопросов: модели, технологии, методологии педагогического опыта формирования метапредметных и предметных компетенций младших школьников.

 

Рыбникова В.Я. Эффективный урок литературы в условиях введения ФГОС (4,5 п. л.).

В данном учебном пособии отражён опыт школ Ростовской области по переходу от ЗУНов к УУД, такой организации учебного процесса на уроках литературы, которая обеспечивает эффективные результаты обучения и развития школьников.

Учебное пособие предназначено для учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений.

 

Эртель А.Б., Левченко А.А. Обеспечение качественной подготовки выпускников к ЕГЭ средствами сервисов удаленного доступа» (4 п. л.).

Методические рекомендации по использованию ресурсов и сервисов Интернет в организации подготовки к ЕГЭ разработаны в помощь руководителям и специалистам муниципальных методических служб, руководителям и педагогам образовательных учреждений.

Содержание рекомендаций отражает современные подходы к организации педагогической коммуникации  и диагностики образовательных результатов средствами сетевых информационных технологий, охватывает спектр основных проблем их адаптации в образовании: перечень возможных ресурсов сети Интернет,  приемы организации взаимодействия и особенности организации обратной связи и оценивания результатов обучения на основе использования образовательных сетевых ресурсов и сервисов.

 

Щербакова Т.Н., Алимова Е.Е., Кичак А.В. Тренинги организационной культуры менеджера образования. (10 п. л.)

Представлены тренинги профессиональной компетентности, развития мотивации педагога как субъекта социального взаимодействия, развития толерантности. В процессе данных тренингов педагог имеет возможность ознакомиться с различными психотехниками, которые могут быть применены в образовательном процессе.

Методические рекомендации предназначены для практикующих психологов, руководителей  тренингов, школьных педагогов-психологов, учителей, тьюторов, методистов и всех интересующихся тренинговыми технологиями

 

Гончарова В.И., Кулинченко П.В., Тихонова О.Н. Интегративная модель многопрофильного образовательного процесса как фактор повышения качаства образования (10, 0 п. л.)

В практическом пособии раскрываются проблемы организации предпрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях интегративной модели многопрофильного образования, а также практический опыт реализации многоуровнего профильного образования в гимназии №76 г. Ростова-на-Дону.

Практическое пособие предназначено для специалистов органов управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений, методистов, педагогов, реализующих программы профильного обучения на старшей ступени образования в условиях интеграции ресурсов образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня и направленности.

 

Бут В.Ф., Иньков М.Е. Профессиональная готовность руководителя школы к управлению в условиях модернизации образования: Из опыта работы стажировочной и базовых площадок. (10,0 п. л.)

В пособии отражены принципы и подходы эффективного управления в условиях модернизации образования. Рассматриваются теоретические основы управления образованием, основные условия эффективности образовательного менеджмента, а также управление образованием как сфера социального управления и социальное партнерство – сфера преимущественно социальных отношений. Рассматриваются закономерности процессов управления, рисков и проблем профессиональной деятельности руководителя образовательным учреждением.

Это практико-ориентированное пособие предназначено для руководителей образовательных учреждений различных типов, заместителей директоров образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, методистов, подготовки резерва руководителей образования.

 

Тринитатская О.Г., Хлебунова С.Ф., Чекунова Е.А., Рудь Н.Б., Тихонова О.Н. Социальное партнерство как технология инновационного менеджмента в образовании: из опыта работы стажировочной площадки МБОУ гимназия № 117. (25,0 п. л.)

В учебном пособии раскрываются вопросы теории и практики социального партнерства в условиях государственно-общественного управления.

Пособие является логическим продолжением серии работ по управлению качеством образования в условиях социокультурных изменений. В нем отражены результаты исследования, проведенного на базовой площадке в МБОУ гимназии № 117 Советского района г. Ростова-на-Дону в рамках реализации ФЦПРО, нацеленной на определение инновационных технологий социального партнерства в образовании.

Книга предназначена для руководителей образования всех уровней, сотрудников системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, студентов педагогических вузов, а также для всех, кто интересуется вопросами эффективности социального партнерства в образовании.

 

Хлебунова С.Ф., Щербакова Т.Н., Алимова Е.Е. Психологические основы инновационного менеджмента в условиях государственно-общественного управления (20,0 п. л.)

В учебном пособии рассматриваются психологические основы инновационного менеджмента в образовании, показана специфика его организации в условиях государственно-общественного управления. Описаны основные направления трансформации системы менеджмента в образовательном учреждении в условиях государственно-общественного управления. Выделены ключевые характеристики профессионального развития педагога как объекта современного менеджмента.  Современный инновационный менеджмент в условиях государственно-общественного управления акцентирует внимание на системе методов развития кадрового педагогического потенциала как основного ресурса повышения качества образования. Показаны возможности использования психологических технологий в обучении и повышении профессиональной компетентности менеджеров образования. Выделены акмеологические условия повышения профессиональной компетентности работники образования в новых условиях развития управления педагогическими системами. Представлен диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня профессиональной компетентности менеджеров образования. 

Данное пособие адресовано руководителям курсов повышения квалификации работников образования, тьюторам, руководителям общеобразовательных учреждений и педагогам, ориентированным  на профессиональный рост и повышение качества образования.

 

Хлебунова С.Ф., Щербакова Т.Н., Алимова Е.Е. Современные технологии моделирования инновационного образовательного пространства школы (20,0 п. л.)

В учебном пособии  рассмотрены возможности использования современных технологий моделирования в образовании. Показаны содержательные аспекты, механизмы, проблемы, векторы и направления моделирования оптимального научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений. Представлены различные типы моделей взаимодействия института повышения квалификации, муниципальной методической службы, образовательного учреждения и педагога.  Эта проблема является чрезвычайно актуальной и востребованной практикой, значимой для обеспечения конструктивного развития инновационной деятельности  в сфере образования. В работе нашли отражение результаты изучения эффективности различных моделей методического сервиса, показана специфика функционирования моделей методического сопровождения инновационных процессов в образовательных учреждениях  на различных уровнях: нормативном, содержательном, функциональном. Представленный материал повышает компетентность работников образования в сфере проблематики эффективного управления введения инноваций в образовании.

Данная работа будет интересна для руководителей курсов повышения квалификации работников образования, тьюторов, руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов, ориентированных  на профессиональный рост и повышение качества образования.

Хлебунова С.Ф., Щербакова Т.Н. Персонал-технологии как средство повышения качества профессиональной педагогической деятельности (16,0 п. л.)

Учебное пособие содержит актуальные теоретические позиции  и практические подходы к использованию ресурса персонал-технологий в системе повышения качества профессиональной педагогической деятельности. Показано содержание, методы и эффекты применения персонал технологий в мотивировании и обеспечении профессионального роста педагогических кадров. Представлены содержательные характеристики возможностей и векторов развития профессиональной компетентности педагога как субъекта инновационной профессиональной деятельности. Предложен диагностический инструментарий, использование которого целесообразно для оценки уровня профессиональной компетентности педагога в различных системах аудита. Рассмотрены возможности обучающих технологий в обеспечении эффективности индивидуальной траектории профессионального развития работников образования.

Работа адресована как руководителям образовательных учреждений, так и специалистам методических служб и системы повышения квалификации, педагогам и преподавателям ИПК, а также всем, кто интересуется вопросами повышения качества профессиональной педагогической деятельности.



Институт продолжает свою деятельность в статусе стажировочной площадки, что предполагает необходимость:

-      консолидации совместных усилий кафедр и других структурных подразделений института по дальнейшему развитию взаимоотношений стажировочной и базовых площадок;

-      организации целенаправленной работы по созданию инновационного кластера образовательных учреждений, распространяющих образовательные модели, обеспечивающие современное качество образования;

-      включения в план работы структурных подразделений института направлений деятельности и мероприятий по дальнейшему распространению инновационного опыта базовых площадок;

-      дальнейшего развития деятельности по созданию ресурсной базы для организации дистанционного доступа к образовательным услугам стажировочной площадки через систематизацию электронных образовательных ресурсов структурных подразделений и их размещению в Банке ресурсов института;

-      освоение новых форм и технологий обучения слушателей курсов ПК, в том числе с применением дистанционных технологий,

-      освоение непосредственно как сотрудниками института, так и сотрудниками базовых учреждений новых компетентностей, связанных с новыми технико-технологическими и учебно-методическими ресурсами, разработанными или приобретенными в процессе фукционирования стажировочной площадки;

-      развитие системы мониторинга социально-педагогических эффектов совместной деятельности стажировочной и базовых площадок в постсубсидиарный период, др.

Достижения стажировочных площадок в целом были отмечены на семинаре-совещании в г. Санкт-Петербурге, состоявшемся 25-26 ноября 2013 г. К чилу важнейших отнесены:

-      разработанная сетевая модель профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителей/руководителей;

-      различные формы финансирования и организации профессиональной переподготовки (повышения квалификации) работников при обучении по обязательным и дополнительным программам;

-      разнообразные формы повышения квалификации, сочетание общегосударственного и отраслевого, коллективного и индивидуального обучения и т.д.;

-      условия и порядок стимулирования участников инновационной деятельности;

-      контроль и регулирование внедрения новшеств в муниципальной образовательной системе;

-      привязанные к конкретной территории модели муниципальных систем образования;

-      развитие школьной инфраструктуры, в том числе в малокомплектных школах;

-      отработанный механизм формирования и распределения государственного (муниципального) задания для общеобразовательных организаций;

-      современная поликультурная модель общеобразовательной организации и др.

Общую перспективную цель можно выразить словами, прозвучавшими на этом же совещании: формирование самостоятельно выстраиваемой сети стажировочных площадок и ведущих консультантов по вопросам развития системы образования, представляющих стажировочные площадки, и превращение её в мощный коммуникационный инструмент, новый этап эволюции традиционных «сетевых ресурсов и служб».

В связи с этим, в качестве перспективных планов стажировочная площадка ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО предполагает в 2014 г.:

1.     Организацию целенаправленной работы по созданию инновационного кластера образовательных учреждений, распространяющих образовательные модели, обеспечивающие современное качество образования с включением опыта базовых площадок.

2.     Включение в план работы структурных подразделений института конкретных мероприятий по дальнейшему распространению инновационного опыта базовых площадок.

3.     Внесение в планы работы подразделений мероприятий по созданию ресурсной базы для организации дистанционного доступа к образовательным услугам стажировочной площадки через систематизацию электронных образовательных ресурсов подразделений и их размещению в Банке ресурсов института.

4.     Проведение мониторинга социально-педагогических эффектов совместной деятельности стажировочной и базовых площадок в постсубсидиарный период.

 

Издания в рамках реализации мероприятий Федеральной

целевой программы развития образования на 2011-2015 годы

 

 

2013 год

 

1. Проектирование содержания общего образования в сфере физической культуры в условиях введения ФГОС. Автор-составитель Певицына Л.М. (5,0 п. л.)

Цель данного учебного пособия – оказание помощи учителям физической культуры в расширении и обогащении  профессиональных компетенций, в построении педагогической деятельности и профессионального саморазвития в условиях инновационного совершенствования образовательных систем.

Пособие является частью учебно-методического комплекса программы повышения квалификации.

Данное издание призвано удовлетворить потребность учителей физической культуры Ростовской области в методическом сопровождении программ повышения квалификации и совершенствовать уровень их профессиональной компетентности для достижения высокого качества образования в сфере физической культуры.

 

2. Тринитатская О.Г., Чекунова Е.А., Протопопова В.А., Колыбельникова И.Д. Деятельность социокультурного комплекса в условиях государственно-общественного управления образованием (из опыта работы базовой площадки МБОУ АСОШ № 2 г. Аксая) (25,0 п. л.)

В учебном пособии раскрываются вопросы теории и практики деятельности социокультурного комплекса в условиях государственно-общественного управления образованием.

В первой главе раскрываются методологические основы деятельности социокультурного комплекса. Вторая глава посвящена теоретическим основам управления развитием социокультурного комплекса в условиях общественного участия. В третьей главе представлены технологические основы государственно-общественного управления образованием в условиях социокультурного комплекса

Пособие является логическим продолжением серии работ по государственно-общественному управлению образованием в условиях социокультурных изменений. В нем отражены результаты исследования, проведенного на базовой площадке в МБОУ АСОШ № 2 г. Аксая в рамках реализации ФЦПРО на 2011-2015 годы, нацеленного на определение инновационных технологий организации деятельности социокультурного комплекса в условиях города.

Книга предназначена для руководителей образования всех уровней, сотрудников системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, студентов педагогических вузов, а также для всех, кто интересуется вопросами эффективности деятельности социокультурных комплексов в условиях модернизации образования.

 

3. Гульчевская В.Г., Осадченко Н.Г., Рудая Т.И. Инновационные технологии индивидуально-личностного развития обучающихся в условиях введения ФГОС (из опыта работы базовых площадок) (8,0 п. л.)

Методические рекомендации основаны на обобщении опыта базовых ОУ федеральной  стажировочной площадки ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, реализующих инновационные образовательные модели в рамках мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 годы по направлению «достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”». Приоритетное место  в содержании  деятельности представляемых базовых площадок занимает разработка и внедрение в школьную практику инновационных моделей образования, основной целевой направленностью которых является ресурсное и технологическое обновление образовательного процесса как условие   индивидуально-личностного развития обучающихся. Типовые решения моделей, включающие описание как инновационных концептуальных идей создания моделей, так и апробированных в опыте эффективных практических способов их реализации, могут быть рекомендованы для внедрения в массовую  школьную практику.

Адресованы рекомендации руководителям общеобразовательных учреждений, руководителям методических объединений, методистам муниципальных методических служб, учителям, преподавателям и методистам ИПК.

 

4. Гульчевская В.Г., Королева Л.Н., Осадченко Н.Г. Педагогический мониторинг эффективности стажировочной практики педагогических и управленческих кадров в условиях инновационной системы повышения квалификации (5,0 п. л.)

Данное методическое пособие позволяет выявить наиболее эффективные и оптимальные типовые решения задач повышения качества образовательного процесса в целях их распространения и возможного внедрения.

Цель данного пособия – создание наукоёмкого и практикоориентированного педагогического инструментария мониторинга эффективности стажировочной площадки в условиях инновационной системы повышения квалификации.

Структура настоящего пособия следует логике компонентов  модели педагогического мониторинга и процесса его осуществления в системе стажировочной практики.

 

5. Чепкова О.Н. Организация развивающей информационно-образовательной среды школы правовой культуры (4,5 п. л.)

В методическом пособии представлен инновационный опыт развития и методического сопровождения информационно-образовательной среды как ключевого компонента образовательной системы современной школы.

В публикации рассматриваются проблемы организации эффективной информационно-образовательной среды школы правовой культуры в контексте обеспечения современного качества образования, успешной социализации, воспитания и развития личности и возможности среды трансформироваться в уникальную образовательную систему, полноценно реализующую компетентностный подход в современном образовании.

Публикация адресована организаторам образовательных систем различного уровня, педагогическим работникам, успешно реализующим сетевые проекты и инновационный поиск которых связан с проблемами организации эффективного сетевого образования.

 

6. Небоженко М.М. Современные библиотечные интернет-ресурсы в обеспечении информационных потребностей педагогов (5,5 п. л.)

Настоящее методическое пособие акцентирует внимание на вопросах информационных потребностей педагогов, обеспечивающих продуктивность их профессиональной деятельности.

Современная социальная функция библиотек выражается концепцией «библиотека без стен», согласно которой любой открытый документ, находящийся в любой точке мира, должен быть доступен пользователю. Технологически эта концепция реализуется путем создания библиотечных интернет-ресурсов, играющих значительную роль в системе удовлетворения информационных потребностей педагогов.

 

7. Коновалова И.С. Организация системы педагогического мониторинга качества обучения средствами сетевых информационных технологий
(6,0 п. л.)

В методических рекомендациях излагаются основные нормативно-правовые требования, теоретические и практические подходы к организации системы педагогического мониторинга качества обучения средствами современных информационных сетевых технологий. Содержание рекомендаций включает анализ возможности современных информационных образовательных систем для организации тестирования, приемов составления тестовых заданий для оценки знаний учащихся, использования готовых контрольно-оценочных средств, предоставленных  сетью Интернет.

В приложениях приведены примеры локальных нормативных документов, регламентирующих порядок организации мониторинга качества образования, проведения аттестации учащихся, использования контрольно-измерительных материалов в образовательном учреждении.

Данные методические рекомендации предназначены для административных и педагогических работников системы основного общего образования, ответственных за разработку  контрольно-измерительных материалов, организацию и проведение мониторинга качества образовательных результатов.

 

8. Левченко А.А. Инновационные формы педагогической коммуникации на основе «облачных» сервисов Google (5,0 п. л.)

Учебно-методическое пособие предназначено для освоения педагогических возможностей “облачных” сервисов Google, методики организации инновационных форм взаимодействия участников образовательного процесса на их основе.

В пособии содержатся теоретические сведения и практические рекомендации по применению “облачных” технологий в работе с сетевыми документами, графикой, созданию образовательных сайтов и блогов.

Построенное по модульному принципу, пособие включает проектные задания для самостоятельной работы, позволяющие сформировать практические навыки использования документов и сервисов Google для организации сетевого взаимодействия и дистанционного обучения.

Пособие может быть использовано как в качестве дидактического обеспечения процесса повышения квалификации педагогов, так и для самообразования широкого круга читателей: педагогов, студентов, учащихся, родителей.

 

9. Петров Д.В. Оценка эффективности педагогической деятельности средствами Microsoft Office Excel 2010 (5,0 п. л.)

Электронные таблицы одна из самых интересных и сложных программ пакета Microsoft Office 2010, обладающая широким спектром возможностей: от создания простых таблиц, построения диаграмм и графиков до решения сложных вычислительных задач и моделирования процессов и явлений. Многочисленные средства автоматизации работы, оформления документов, богатые вычислительными возможностями, в руках учителя могут стать надежным инструментом оценки эффективности педагогической деятельности. 

К сожалению, большинство пользователей применяют лишь малую часть возможностей программы. Данное методическое пособие, написанное простым и доступным языком, позволит легко освоить приемы использования в педагогической деятельности новейшей версии программы Microsoft Excel 2010.

В первой части пособия на доступных примерах рассматриваются основы работы с  интерфейсом программы, использование ее основных возможностей (работа с текстом, таблицами, функциями, построение графиков и диаграмм и др.).

Вторая часть пособия ориентирована на освоение способов обработки педагогических данных средствами Microsoft Excel на примерах из педагогической практики: формирование базы данных, анализ успеваемости, расчет показателей качества образовательной деятельности, создание тестов, кроссвордов и др.

 

10. Иванова Н.Б. Инновационные подходы к разработке основной образовательной программы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС (12 п. л.)

Методические рекомендации освещают механизмы проектирования образовательного процесса, который включает содержание, формы организации учебной и внеучебной деятельности, условия, характеризующие образовательную среду. Все позиции представлены в рамках основной образовательной программы на основе требований ФГОС общего образования.

Данные методические рекомендации позволят руководителям образовательных учреждений осознанно подойти к разработке образовательной программы каждого уровня общего образования, примеры фрагментарно разработанных компонентов помогут целостно представить программный документ и, в то же время, использовать опыт управленческой и педагогической практики, найти отличительные особенности своего образовательного учреждения и внести свое видение в развитие школы.

 

11. Программно-целевое управление развитием дошкольного образовательного учреждения. Автор-сост. Бех Л.В. (20,0 п. л.)

Данное методическое пособие включает эффективный опыт управления прогимназией № 46 г. Шахты и МБДОУ № 121 г. Батайска на основе программно-целевого подхода, апробированный на федеральной стажировочной площадке. Пособие содержит практические разработки: концепцию развития ОУ, целевую программу по введению ФГОС ДО, комплексно-целевую программу здоровьесберегающей деятельности, инновационные проекты, модель государственно-общественного управления, методические рекомендации по подготовке к профессиональному конкурсу и разработке различного рода проектов.

Методическое пособие предназначено для руководителей органов управления образованием, специалистов отделов образования, курирующих вопросы дошкольного образования, руководящих работников и педагогов муниципальных и государственных дошкольных ОУ. В качестве примеров приводятся конкретные материалы, являющиеся результатом инновационного проектирования педагогов.

 

12. Модель информатизации деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Автор-сост. Л.А. Баландина,  Г.Н.Марченко (13 п. л.)

В методическом пособии представлены материалы, разработанные участниками совместной деятельности базовой и стажировочной площадки ГБОУ ДПО РО РИПК И ППРО, а также инновационный опыт разработки модели  информатизации деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. В целях построения современной модели информатизации деятельности данное методическое пособие является условием научно-методической поддержки по обобщению опыта совместной деятельности базовой и стажировочной площадок по данной проблеме.

Материалы пособия будут полезны руководителям базовых площадок, специалистам и методистам муниципальных органов, осуществляющим управление в сфере дошкольного образования для научно-методического, консультационного сопровождения и распространения инновационных моделей, проектов, программ инновационного развития ДОУ на основе информационных технологий.

 

13. Сухлоев М.П. Формирование среды мониторинга уровня готовности выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ на базе тестовой оболочки   MyTest (3,0 п. л.)

Методическое пособие ориентировано на использование в процессе обучения на прохождения курсах повышения квалификации. Оно также может быть использовано учителем-предметником для самостоятельной подготовки к проведению сетевого компьютерного тестирования в качестве пробного экзамена по ГИА и ЕГЭ и проведения текущего мониторинга уровня обученности учащихся.

 Интерактивный характер пособия реализуется в форме заданий, на которые нужно дать ответ в электронном приложении (рабочая тетрадь). Часть заданий направлена на выяснение мнения, позиции слушателя по каждой рассматриваемой теме. Другая часть практических заданий ориентирована на осваивание технологии мониторинга. В рабочей тетради, где представлены все задания, определен тип ответа и порядок его фиксации. Также предусмотрено оформление потфолио из материалов, созданных слушателем в ходе прохождения данного курса.

 

14. Алимова Е.Е., Гончарова В.И. и др. Аналитический отчет по направлениям лота 2 (17, п. л.)

Данный отчет  отражает результаты деятельности стажировочной площадки за период с августа 2011 года по декабрь 2013 года и достигнутые показатели выполнения обязательств по  приоритетных направлений ФЦПРО на 2011-2015 годы, на поддержку которых выделялись средства федеральной субсидии.

 

15. Гончарова В.И., Эртель А.Б. Использование образовательных ресурсов удаленного доступа в деятельности ОУ (6,0 п. л.)

В пособии представлены результаты практической работы и аналитические выводы о возможности применения электронных образовательных ресурсов в учебном процессе и внеучебной деятельности. Раскрыты преимущества информационных технологий в решении задач обеспечения качества образовательного процесса, дается обзор ресурсов, необходимых для обеспечения введения ФГОС общего образования и управления введением новых образовательных стандартов.

Учебно-методическое пособие предназначено для работы руководителей и учителей-предметников общеобразовательных учреждений.

 

16. Тринитатская О.Г., Чекунова Е.А., Протопопова В.А., Рябышева М.В. Государственно-общественное управление как фактор повышения качества образования в условиях модернизации образования (23 п. л.).

В учебном пособии раскрываются вопросы теории и практики государственно-общественного управления как фактора повышения качества образования в условиях модернизации образования.

В первой главе раскрываются целевые ориентиры модернизации образования, вопросы институционализации государственно-общественного управления школой как фактора повышения качества образования в условиях его модернизации, направления совершенствования нормативно-правового обеспечения общественного участия в управлении современной школой. Во второй главе представлены теоретико-методологические подходы к государственно-общественному управлению современной школой, формы государственно-общественного управления образованием, критерии, показатели, уровни эффективности государственно-общественного управления образованием. Третья глава содержит описание технологий государственно-общественного управления современной образовательной организацией в условиях модернизации образования.

Пособие является логическим продолжением серии работ по государственно-общественному управлению качеством образования в условиях социокультурных изменений. В нем отражены результаты исследования, проведенного в МБОУ лицее № 103 Советского района г. Ростова-на-Дону в рамках реализации ФЦПРО.

Книга предназначена для руководителей образования всех уровней, сотрудников системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, студентов педагогических вузов, а также для всех, кто интересуется вопросами эффективности государственно-общественного управления образованием.

 

17. Головко Т.Г., Коновалова И.С. Образовательный блог как пространство эффективной педагогической деятельности (4,5 п. л.).

Цель данного методического пособия – оказание помощи педагогам в освоении веб-инструментов и сред создания образовательного блога, формирование представлений о возможностях его применения для эффективного решения образовательных задач.

Пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации учителей. Может быть использовано в качестве учебно-методического обеспечения образовательного процесса, а также для самообразования широкого круга педагогических работников: руководителей образовательных учреждений, специалистов отделов образования, студентов педагогических вузов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей.

 

18. Головко Т.Г. Обеспечение здоровья и безопасности школьников в условиях современной информационной образовательной среды (6,0 п. л.).

Содержание методического пособия отражает актуальные проблемы обеспечения физического и психологического здоровья и безопасности школьников в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Соответствует новым санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.6.2821-10), регламентирующим деятельность образовательных учреждений общего среднего образования.

Пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, специалистам муниципальных методических служб, учителям и другим педагогическим работникам, включает нормативные, информационные и методические материалы, которые могут быть использованы при разработке и реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников.

 

19. Коновалова И.С., Эртель А.Б. Ресурсы и сервисы интернет как инструмент достижения новых образовательных результатов ФГОС (8,0 п.л.).

Содержание пособия отражает современные подходы к организации педагогической коммуникации средствами сетевых информационных технологий. Охватывает спектр основных проблем их адаптации в образовании: способы и инструменты планирования учебной деятельности, приемы организации взаимодействия и особенности организации обратной связи и оценивания результатов обучения на основе использования образовательных сетевых ресурсов и сервисов.

Методическое пособие по использованию ресурсов и сервисов Интернет как инструмента достижения новых образовательных результатов разработано в помощь руководителям и специалистам муниципальных методических служб, руководителям и педагогам образовательных учреждений по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы в системе общего образования Ростовской области.

 

20. Киселёва О.Ф., Левченко А.А. Организация информационно-образовательного пространства школы средствами единой образовательной сети «Дневник.ру» (6,0 п. л.).

Методические рекомендации по внедрению системы электронных дневников и журналов на базе Единой образовательной сети «Дневник.ру» предназначены для участников апробации системы учета учебных достижений учащихся на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Рекомендации будут интересны для различных категорий педагогических работников, занимающихся проблемами совершенствования системы оценивания учебных достижений учащихся в рамках организации информационно-образовательной среды образовательного учреждения.

Каждая тема представляет собой законченный учебный модуль, включающий теоретический и практический материалы, позволяющие сформировать способность к творчеству и самостоятельному решению проблем.

Данные рекомендации могут быть использованы в качестве методического обеспечения к программе повышения квалификации по направлению «Информационные технологии в образовании».

 

21. Коновалова И.С., Бахмет Ю.П. Моделирование эффективного учебного процесса средствами сетевых информационных технологий (4,0 п. л.).

Методические рекомендации содержат учебный материал, предназначенный для освоения приемов работы в информационно-насыщенной среде. Рекомендации рассматривают возможности применения технологий Веб 2.0 для моделирования информационно-образовательной среды, удовлетворяющей запросам современной системы образования; дидактические возможности использования современных технологий Веб 2.0 для достижения требований ФГОС нового поколения, включены практические работы по освоению приемов работы с сервисами Веб 2.0.

Методические рекомендации разработаны в помощь слушателям курсов повышения квалификации, учителям, руководителям образовательных учреждений, методистам и руководителям отделов образования для реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы в системе общего образования Ростовской области; могут быть использованы в качестве учебно-методического обеспечения образовательного процесса и самообразования.

 

22. Создание основанной на ИКТ системы управления качеством основного общего образования, обеспечивающей доступ образовательным ресурсам и сервиса (сборник: в 2-х ч., авторский коллектив (12,0 п. л.)).

В сборнике представлен опыт деятельности ЦМТП по направлению «Создание основанной на ИКТ системы управления качеством основного общего образования, обеспечивающей доступ образовательным ресурсам и сервисам», который был накоплен в процессе работы стажировочной площадки ФЦПРО по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образоательной инициативы “Наша новая школа”» в рамках деятельности по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования».

Во второй части сборника вниманию читателей представлены вопросы разработки региональной системы управления качеством образования в информационной среде. Интересен опыт апробации автоматизированной системы оценки образовательных результатов в Ростовской области.

 

23. Автономное дошкольное образовательное учреждение – модель государственно-общественного управления образованием. Авт.-сост.: Л.А.Баландина, М.В.Игнатьева (20,0 п. л.).

В методическом пособии представлены методические материалы, разработанные участниками совместной деятельности базовой МАДОУ № 49 г. Ростова-на-Дону и стажировочной площадки ГБОУ ДПО РО РИПК И ППРО, способствующие распространению инновационного опыта реализации модели  государственно-общественного управления в условиях автономного ДОУ, примерные нормативно-правовые акты, регулирующие расширение участия общественности в управлении дошкольным образованием.

Материалы пособия будут полезны руководителям базовых площадок, специалистам и методистам муниципальных органов, осуществляющим управление в сфере дошкольного образования для научно-методического, консультационного сопровождения в реализации и распространении инновационных моделей, проектов, программ инновационного развития ДОУ в условиях государственно-общественного управления дошкольным образованием.

 

24. Бахмет Ю.П., Эртель А.Б. Организация внеурочной деятельности обучающихся средствами ИКТ в условиях введения ФГОС ОО (4,0 п. л.).

В данных методических рекомендациях представлена внеурочная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС. Авторы раскрывают практику организации внеурочной деятельности обучающихся средствами ИКТ, в частности: использование методов проектов, оценивание реализации проектной деятельности в сети Интернет, ресурсы и сервисы сети Интернет для организации проектной деятельности школьников, примеры сетевых проектов.

Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных учреждений.

 

25. Гульчевская В.Г., Рудая Т.И. Педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития обучающихся в урочной деятельности (8,0 п. л.).

В данном учебном пособии  рассмотрены основные  идеи,   положения гуманистической педагогики, представленные в фундаментальных психолого-педагогических концепциях и  моделях развития личности известными отечественными и зарубежными учеными, государственные концептуальные установки на развитие российского образования, послужившие теоретической и нормативной основой разработки технологической системы процесса педагогического сопровождения и поддержки обучающихся в урочной деятельности.

Описан опыт практического применения  методов и технологий педагогического сопровождения и поддержки  в реальном процессе урочной деятельности. Представлены методические разработки и сценарии уроков математики, физики, русского языка, обществоведения,  развития речи, уроков в начальной школе. Как условие усиления социальной направленности индивидуально-личностного развития обучающегося раскрываются содержание, формы, методы педагогического сопровождения и поддержки во внеурочной воспитательной системе школы, выстроенной в соответствии с основными положениями концепции духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России.

 

26. Управление образовательным процессом в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (авторский коллектив (18,0 п. л.)).

В пособии представлены  учебно-методические материалы, апробированные  в базовых  дошкольных организациях стажерской площадки  РО РИПК и ППРО (лот № 1 ««Модернизация муниципальных систем дошкольного образования) педагогическими коллективами (ДОО № 7, 37, 55 г.Новочеркасска) и слушателями стажерской практики (ДОО № 93 г.Таганрога, № 23 г. Каменска-Шахтинского).

 Современная стратегия развития дошкольного образования способствовала  руководителям ДОО  поиску  новых инновационных подходов к руководству образовательным процессом, развитию профессиональных компетентностей  и творчества педагогических работников. В пособии раскрываются управленческие механизмы деятельности руководителей ДОО, работающих а инновационном режиме развития. На практическом материале показывается, как структура управления формируется и реализуется в педагогической практике, в том числе и коррекционно-развивающей работе с детьми.

Пособие предназначено для практических работников ДОО, слушателей курсов повышения квалификации.

 

27. Копытина М.Г., Ничипорюк Е.А., Селезнева Ю.В. Мониторинг качества повышения квалификации и профессиональной деятельности дошкольных работников, прошедших обучение в рамках стажировочной площадки (4,0 п. л.).

В методическом пособии представлено содержание двух программ мониторинговых исследований, разработанных и их апробированных в Ростовской области в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы по направлениям «достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и «распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей».

Предлагаемое пособие представляет интерес для организаторов повышения квалификации работников образования, а также для руководителей образовательных организаций: использование материалов данных программ поможет оценить особенности профессионально-личностного развития работников образовательных организаций, их профессиональной компетентности, а также удовлетворенности родителей обучающихся деятельностью конкретных работников и образовательной организации в целом.

 

28. Корчаловская Н.В. и др. Инновационные модели организации профессиональной деятельности педагогов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (7,0 п. л.).

В методическом пособии представлены практико-ориентированные материалы из опыта работы базовых площадок г. Таганрога по моделированию инновационного развития и обеспечения качества  дошкольного образования в условиях модернизации системы образования. Раскрыты теоретические и практические аспекты организации профессиональной деятельности педагогов в условиях введения ФГОС ДО.

 

29. Создание эффективной педагогической системы формирования метапредметных и предметных компетенций младших школьников. Авт.-сост.: А.Т.Злобина, Т.Ф.Пожидаева (6,0 п. л.)).

В сборнике представлен педагогический опыт работы учителей начальных классов МБОУ лицея № 5 г. Каменск-Шахтинский Ростовской области по формированию метапредметных и предметных компетенций в процессе проектирования и проведения урочной и внеурочной педагогической деятельности, реализующих стандарт в условиях обучения по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

В сборнике также нашли отражение творческие наработки учителей начальных классов Ростовской области, специалистов РИПК и ППРО, освещается широкий круг вопросов: модели, технологии, методологии педагогического опыта формирования метапредметных и предметных компетенций младших школьников.

 

30. Рыбникова В.Я. Эффективный урок литературы в условиях введения ФГОС (4,5 п. л.).

В данном учебном пособии отражён опыт школ Ростовской области по переходу от ЗУНов к УУД, такой организации учебного процесса на уроках литературы, которая обеспечивает эффективные результаты обучения и развития школьников.

 

31. Эртель А.Б., Левченко А.А. Обеспечение качественной подготовки выпускников к ЕГЭ средствами сервисов удаленного доступа» (4 п. л.).

Методические рекомендации по использованию ресурсов и сервисов Интернет в организации подготовки к ЕГЭ разработаны в помощь руководителям и специалистам муниципальных методических служб, руководителям и педагогам образовательных учреждений.

Содержание рекомендаций отражает современные подходы к организации педагогической коммуникации  и диагностики образовательных результатов средствами сетевых информационных технологий, охватывает спектр основных проблем их адаптации в образовании: перечень возможных ресурсов сети Интернет,  приемы организации взаимодействия и особенности организации обратной связи и оценивания результатов обучения на основе использования образовательных сетевых ресурсов и сервисов.

 

32. Щербакова Т.Н., Алимова Е.Е., Кичак А.В. Тренинги организационной культуры менеджера образования. (10 п. л.)

Представлены тренинги профессиональной компетентности, развития мотивации педагога как субъекта социального взаимодействия, развития толерантности. В процессе данных тренингов педагог имеет возможность ознакомиться с различными психотехниками, которые могут быть применены в образовательном процессе.

Методические рекомендации предназначены для практикующих психологов, руководителей  тренингов, школьных педагогов-психологов, учителей, тьюторов, методистов и всех интересующихся тренинговыми технологиями

 

33. Гончарова В.И., Кулинченко П.В., Тихонова О.Н. Интегративная модель многопрофильного образовательного процесса как фактор повышения качаства образования (10, 0 п. л.)

В практическом пособии раскрываются проблемы организации предпрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях интегративной модели многопрофильного образования, а также практический опыт реализации многоуровнего профильного образования в гимназии №76 г. Ростова-на-Дону.

Практическое пособие предназначено для специалистов органов управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений, методистов, педагогов, реализующих программы профильного обучения на старшей ступени образования в условиях интеграции ресурсов образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня и направленности.

 

34. Бут В.Ф., Иньков М.Е. Профессиональная готовность руководителя школы к управлению в условиях модернизации образования: Из опыта работы стажировочной и базовых площадок. (10,0 п. л.)

В пособии отражены принципы и подходы эффективного управления в условиях модернизации образования. Рассматриваются теоретические основы управления образованием, основные условия эффективности образовательного менеджмента, а также управление образованием как сфера социального управления и социальное партнерство – сфера преимущественно социальных отношений. Рассматриваются закономерности процессов управления, рисков и проблем профессиональной деятельности руководителя образовательным учреждением.

Это практико-ориентированное пособие предназначено для руководителей образовательных учреждений различных типов, заместителей директоров образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, методистов, подготовки резерва руководителей образования.

 

35. Тринитатская О.Г., Хлебунова С.Ф., Чекунова Е.А., Рудь Н.Б., Тихонова О.Н. Социальное партнерство как технология инновационного менеджмента в образовании: из опыта работы стажировочной площадки МБОУ гимназия № 117. (25,0 п. л.)

В учебном пособии раскрываются вопросы теории и практики социального партнерства в условиях государственно-общественного управления.

Пособие является логическим продолжением серии работ по управлению качеством образования в условиях социокультурных изменений. В нем отражены результаты исследования, проведенного на базовой площадке в МБОУ гимназии № 117 Советского района г. Ростова-на-Дону в рамках реализации ФЦПРО, нацеленной на определение инновационных технологий социального партнерства в образовании.

Книга предназначена для руководителей образования всех уровней, сотрудников системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, студентов педагогических вузов, а также для всех, кто интересуется вопросами эффективности социального партнерства в образовании.

 

36. Хлебунова С.Ф., Щербакова Т.Н., Алимова Е.Е. Психологические основы инновационного менеджмента в условиях государственно-общественного управления (20,0 п. л.)

В учебном пособии рассматриваются психологические основы инновационного менеджмента в образовании, показана специфика его организации в условиях государственно-общественного управления. Описаны основные направления трансформации системы менеджмента в образовательном учреждении в условиях государственно-общественного управления. Выделены ключевые характеристики профессионального развития педагога как объекта современного менеджмента.  Современный инновационный менеджмент в условиях государственно-общественного управления акцентирует внимание на системе методов развития кадрового педагогического потенциала как основного ресурса повышения качества образования. Показаны возможности использования психологических технологий в обучении и повышении профессиональной компетентности менеджеров образования. Выделены акмеологические условия повышения профессиональной компетентности работники образования в новых условиях развития управления педагогическими системами. Представлен диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня профессиональной компетентности менеджеров образования. 

Данное пособие адресовано руководителям курсов повышения квалификации работников образования, тьюторам, руководителям общеобразовательных учреждений и педагогам, ориентированным  на профессиональный рост и повышение качества образования.

 

37. Хлебунова С.Ф., Щербакова Т.Н., Алимова Е.Е. Современные технологии моделирования инновационного образовательного пространства школы (20,0 п. л.)

В учебном пособии  рассмотрены возможности использования современных технологий моделирования в образовании. Показаны содержательные аспекты, механизмы, проблемы, векторы и направления моделирования оптимального научно-методического сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений. Представлены различные типы моделей взаимодействия института повышения квалификации, муниципальной методической службы, образовательного учреждения и педагога.  Эта проблема является чрезвычайно актуальной и востребованной практикой, значимой для обеспечения конструктивного развития инновационной деятельности  в сфере образования. В работе нашли отражение результаты изучения эффективности различных моделей методического сервиса, показана специфика функционирования моделей методического сопровождения инновационных процессов в образовательных учреждениях  на различных уровнях: нормативном, содержательном, функциональном. Представленный материал повышает компетентность работников образования в сфере проблематики эффективного управления введения инноваций в образовании.

Данная работа будет интересна для руководителей курсов повышения квалификации работников образования, тьюторов, руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов, ориентированных  на профессиональный рост и повышение качества образования.

38. Хлебунова С.Ф., Щербакова Т.Н. Персонал-технологии как средство повышения качества профессиональной педагогической деятельности (16,0 п. л.)

Учебное пособие содержит актуальные теоретические позиции  и практические подходы к использованию ресурса персонал-технологий в системе повышения качества профессиональной педагогической деятельности. Показано содержание, методы и эффекты применения персонал технологий в мотивировании и обеспечении профессионального роста педагогических кадров. Представлены содержательные характеристики возможностей и векторов развития профессиональной компетентности педагога как субъекта инновационной профессиональной деятельности. Предложен диагностический инструментарий, использование которого целесообразно для оценки уровня профессиональной компетентности педагога в различных системах аудита. Рассмотрены возможности обучающих технологий в обеспечении эффективности индивидуальной траектории профессионального развития работников образования.

Работа адресована как руководителям образовательных учреждений, так и специалистам методических служб и системы повышения квалификации, педагогам и преподавателям ИПК, а также всем, кто интересуется вопросами повышения качества профессиональной педагогической деятельности.