Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Повышение квалификации

Подготовка педагогов для обучения игре в шахматы

Теоретической и методологической основой стандартов общего образования является деятельностный подход, опирающийся на положения научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др., интегрирующей компетентностную и ЗУНовскую парадигмы образования.

Общая структура учебной деятельности обучающихся, предлагаемая данной научной школой, может быть представлена в виде схемы.

Основой учебной деятельности обучающихся выступают универсальные учебные действия (УУД). Знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий. Способы деятельности, основанные на полученных знаниях и навыках, определяются как ключевые компетенции. Способность обучающихся использовать способы деятельности для решения практических проблем, рассматривается как компетентность. Важнейшая из компетентностей – умение учиться, т. е. способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Таким образом, актуальной задачей, которая стоит перед современным образованием и на решение которой направлены стандарты общего образования, является обеспечение развития универсальных учебных действий, т.к. качество усвоения предметного знания определяется многообразием и развитием различных видов универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных).

Для обеспечения развития универсальных учебных действий стандарты общего образования предусматривают деятельностный подход при изучении предметных дисциплин и 10 часов в неделю на внеурочную деятельность в начальной школе, из которых в 1 классе 9 часов по выбору учащихся и 1 час обязательный для всех – это шахматы, т.е. введен «шахматный всеобуч».

Шахматы ориентированы, прежде всего, на развитие познавательных логических универсальных учебных действий. Логические действия имеют всеобщий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. Под логическими действиями обычно понимаются простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (рассуждение, умозаключение и др.).В качестве сложного составного логического действия можно рассматривать решение задач.

Для введения «шахматного всеобуча» необходимо подготовить большое количество специалистов. Ростовским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования совместно с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области проведен мониторинг изучения потребности педагогов в специальной подготовке. В результате проведенного мониторинга была выявлена потребность в повышении квалификации по данной проблеме у 800 педагогов области.

Институтом разработана программа дополнительного профессионального образования для  организации повышения квалификации педагогов области - «Методика обучения игре в шахматы». Объем программы - 72 часа. В Региональной службе по надзору и контролю  в сфере образования Ростовской области получена лицензия от 30.08.2012 № 2793 на осуществление образовательной деятельности по этой программе. (Ссылка)

Приказом ректора утверждена творческая группа по реализации данного проекта в составе – Певицына Лариса Михайловна, к.п.н., доцент кафедры методики воспитательной работы, Иньков Михаил Евгеньевич, к.п.н., доцент кафедры педагогики, Тищенко Андрей Викторович, к.п.н., доцент кафедры педагогики, Березин Андрей Федорович, к. псих.н., доцент кафедры психологии. Руководитель группы Алимова Елена Евгеньевна, к.псих.н., проректор по учебно-методической работе.

Программа предусматривает рассмотрение вопросов по различным дисциплинам: методика обучения, педагогика, психология, информатика; вариативные курсы по этим дисциплинам; а также защиту проекта, в состав которого входят рабочая программа по обучению игре в шахматы и разработка занятия на основе современных педагогических технологий и методов обучения.

Обучение по этой программе включено в государственный заказ института. В I полугодии 2012-2013 учебного года две группы уже прошли обучение. Одна группа 27 человек - педагогические работники Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону. Другая группа 24 человека – педагоги Семикаракорского района.

Во II полугодии 2012-2013 учебного года будет обучено четыре группы. Две группы на базе института в г. Ростове-на-Дону, одна группа на базе филиала г. Волгодонск и одна группа на базе филиала г. Таганрог. Состав обучающихся различен. Это учителя начальных классов, физической культуры, педагоги дополнительного образования, тренеры. Умение играть в шахматы - от любителя до мастера спорта.

В результате работы со слушателями были выявлены интересные особенности. Учителя начальных классов и физической культуры испытывают сложности с методикой обучения игре в шахматы. У тренеров и педагогов дополнительного образования, знающих методику, вызывает затруднение разработка программ и планов занятий, с точки зрения массового обучения и применения современных педагогических технологий и методов обучения.

В связи с этим, учитывая возможности государственного заказа и рекомендации министерства образования о разнообразии форм повышения квалификации по данной проблеме, а также на основе фактической подготовки специалистов реализующих «шахматный всеобуч», институтом рассматриваются возможность разработки программ повышения квалификации по данной проблеме в различной форме: очной, очно-дистанционной и дистанционной.

Библиотекой института формируется банк учебно-методической литературы и электронных образовательных ресурсов по методике обучения игре в шахматы. На сайте института для эффективного информационно-методического взаимодействия института с педагогами области и органами, осуществляющими управление в сфере образования, создана страница «Шахматный всеобуч» с многочисленными рубриками:  новости, нормативно-правовая база, повышение квалификации, методическая копилка, региональный опыт.

С 2012 по 2017 г. на базе РИПК и ППРО подготовлено более 1250 учителей начальных классов, педагогов образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования.

В 2017 г. доцентом кафедры педагогики Иконниковой О.Н. была разработана новая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методика обучения игре в шахматы в условиях реализации ФГОС» (72 часа).. Программа состоит из двух модулей инвариантной части: «Теоретические и практические основы шахматной игры», в который входят темы по теории, истории шахмат, правилам проведения соревнований по шахматам: «Правила шахмат ФИДЕ», «Дебют», «Миттельшпиль», «Эндшпиль», и модуля «Шахматная педагогика», в который входят темы по методике обучения шахматной игре «Принципы, формы, методы, технологии обучения шахматной игре», «Проектирование учебного занятия по обучению шахматной игре», «Дидактические возможности информационных технологий при обучении игре в шахматы» и психолого-педагогическим аспектам обучения шахматам «Когнитивно-дидактические аспекты обучения шахматам младшим школьникам».

Вариативная часть программы отбирается куратором курсов в зависимости от контингента и интересов слушателей. Так, темы «Технология разработки учебных программ и документов планирования процесса обучения игре в шахматы», «Использование педагогических методов при обучении игре в шахматы» будут релевантны для педагогов дополнительного образования и для учителей образовательных учреждений, имеющих квалификацию по шахматам. Тема «Основы шахматной стратегии» нацелена на слушателей, уже имеющих минимальные предметные знания о шахматной игре. Кроме того, возможна также организация «Турнира по быстрым шахматам» среди слушателей, которые готовы попробовать себя в турнирных шахматах.

Таким образом, содержание инвариантного и вариативного модулей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Методика обучения игре в шахматы в условиях реализации ФГОС», разноуровневые задания по шахматам позволяют реализовать дифференцированный подход к обучению слушателей в условиях разноуровневых групп.

В качестве диагностического инструментария (входной и выходной самодиагностики) целесообразна техника коучинга Колесо баланса с секторами (см. рисунок 1). Сектора Колеса баланса соответствует тем знаниям, умениям, навыкам, которыми должен обладать / овладеть педагог: «Правила Шахмат ФИДЕ, История шахмат», минимальные знания об основных стадиях шахматной партии: «Дебют», «Миттельшпиль», «Эндшпиль», и раздел «Шахматная педагогика». Основываясь на трёхлетней программе И.Г. Сухина «Шахматы школе», мы разработали содержательную часть техники коучинга «Колесо баланса» (см. рис. 1), отражающую компетенции педагога, реализующего программы по шахматам.

Техники коучинга Колесо баланса и Шкалирование 1-10 позволяют слушателям курсов получить наглядную целостную динамичную модель своей квалификации, определить на первом занятии курсов «степень удовлетворённости», т.е. исходный уровень готовности педагога реализовывать программу шахматного всеобуча, спроецировать модель конечного результата достижения / приближения к 10 по шкале 1-10 Колеса баланса по каждому сектору, а также установить, какие конкретные шаги ему необходимо предпринять для продвижения к цели в соответствии заявленными требованиями, какими компетенциями овладеть в процессе курсов повышения квалификации и в ходе самообразования после курсов. Для преподавателя же курсов повышения квалификации диагностический инструментарий очерчивает ориентиры, обусловливающие отбор разноуровневых заданий по шахматам, выбор содержания вариативных модулей, обеспечение персонализации в процессе курсов.

На базе РИПК и ППРО создано Учебно-методическое сопровождение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Методика обучения игре в шахматы в условиях реализации ФГОС»:

  • Иконникова О.Н., Коновалова И.С., Певицына Л.М. Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

  • «Методика обучения игре в шахматы в условиях реализации ФГОС»

  • Иконникова О.Н. Рабочая тетрадь слушателя курсов повышения квалификации по программе «Методика обучения игре в шахматы в условиях реализации ФГОС

  • Иконникова О.Н. Теоретические и практические основы шахматной игры. – Таганрог: Изд-во «Лукоморье», 2016. – 174 с

Данная программа успешно апробируется на курсах повышения квалификации. В перспективе планируется разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по шахматам на 108 часов, а также программы переподготовки педагогов, реализующих программы шахматного образования на 250 часов.

План повышения квалификации работников образования Ростовской области на 2017/2018 учебный год