Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Методология оценки качества образования, воспитания и развития одаренных и талантливых детей на региональном уровне (ключевые понятия и базовые позиции для анализа эффективности образовательных систем поддержки детской одаренности)

1. Идеи:

  • жизнесберегающее использование потенциала одаренных детей,

  • долгосрочный прогноз развития и сохранение одаренности во взрослой жизни.

2. Классификация одаренных детей для организации образовательной практики с учетом гармоничного или дисгармоничного типа развития личности:

  • талантливые дети,

  • дети с признаками одаренности,

  • потенциально одаренные дети.

3. Понимание природы детской одаренности и умение представить целостную характеристику личности одаренного ребенка (составить портрет одаренного ребенка):

3.1. особенности познавательной деятельности и становление познавательной позиции личности;

3.2. наличие исследовательской позиции личности  и ее поддержка в образовательной практике;

3.3. ценностно-смысловое саморазвитие одаренных детей;

3.4. особенности коммуникации и проблемы становления коммуникативной культуры личности.

4. Содержательно-технологические и организационные аспекты  образования, воспитания и развития одаренных и талантливых детей:

4.1. реализация педагогических стратегий и тактик поддержки детской одаренности на основе моделей развивающего обучения, развивающего и личностно ориентированного образования

  • для талантливых детей,

  • для детей с признаками одаренности (стимулирование у них высоких достижений),

  • для потенциально одаренных детей (развитие способностей и поддержка  личности в ее творческом поиске);

4.2. проектирование и апробация педагогических стратегий и тактик поддержки детской одаренности в контексте ФГОС общего образования, в том числе:

  • проектирование индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных траекторий,

  • проектирование и реализация компетентностных моделей поддержки одаренных детей, обеспечивающих самообучение, воспитание, образование, предметную подготовку, самореализацию, саморазвитие и самоорганизацию личности в их взаимосвязи и тесном взаимодействии;

4.3. разработка типовых заданий для развития детской одаренности с учетом особенностей ее проявления у талантливых детей и подростков, у одаренных детей и у детей с потенциальной одаренностью;

4.4. реализация средоориентированного подхода с его разнообразными вариациями воплощения: развивающей образовательной средой, развивающей образовательно-воспитательной средой, развивающей информационно-образовательной средой,

4.5 реализация пространственного подхода в проектах гуманитарной образовательной среды, в моделях гуманистических воспитательных систем и культурно-образовательного пространства.