Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Региональное содержание в преподавании общественных дисциплин

11 марта 2020 г. на базе МБОУ школа № 80 состоялся семинар для учителей истории и обществознания г. Ростова-на-Дону по проблеме «Методического обеспечения реализации этнокультурного и регионального содержания в преподавании общественных дисциплин в соответствии с ФГОС и Концепцией нового УМК по отечественной истории».

В работе семинаров приняли участие сотрудники методического отдела МАУ «Информационно-методический центр образования» г. Ростова-на-Дону, сотрудники кафедры общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, руководители методических объединений и учителя истории и обществознания (всего 82 человека).

В ходе семинара педагогическому сообществу г. Ростова-на-Дону были представлены учебно-методические материалы для преподавания региональной истории в основной школе: учебное пособие для 5-6 классов «Истории Ростовской области с древнейших времён до начала XVI в.» (авторы – Н.Г. Осадченко, И.П. Галий, издательство «Русское слово») учебно-методическое пособие для 6 – 9 классов «История Донского края» (автор – В.В. Антонов, издательство «Легион»).

Открыл семинар методист городского методического центра образования Валерий Владиславович Антонов. В своём выступлении он акцентировал внимание участников семинара на проблеме изучения региональной истории в рамках общего курса истории. Отдельно было отмечено, что в Историко-культурном стандарте предусматривается обращение в рамках школьного исторического образования к региональной и локальной истории. Одной из проблем в рамках преподавания региональной истории является обеспечение учебной и учебно-методической литературой.

Заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат педагогических наук Наталья Геннадьевна Осадченко представила свою авторскую программу курса «История Донского края с древнейших времен до начала XXI века» (размещена на сайте издательства «Донской издательский дом» в свободном доступе). Данная программа соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (включая Историко-культурный стандарт), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерным образовательным программам основного общего и среднего общего образования. Рассматривая вопрос изучения региональной истории, Наталья Геннадьевна особое внимание участников семинара обратила на то, что её непрерывное изучение с 6 по 9 класс позволит представить региональную историю единой содержательной линией, проходящей через все годы обучения в основной школе.

В своём выступлении Наталья Геннадьевна Осадченко так же презентовала аудитории учебное пособие для 5-6 классов «Истории Ростовской области с древнейших времён до начала XVI в.». Представляемое учебное пособие соответствует линейной модели преподавания истории.

Методический аппарат учебного пособия включает в себя рубрики, позволяющие выстроить общий процесс работы с учебным материалом: например, рубрики «ключевые вопросы к параграфу», «вопросы и задания внутри параграфа» и «вопросы и задания после параграфа» позволяют сформировать единую логическую цепочку заданий, направленных на развитие у обучающихся навыков функциональной грамотности и иных универсальных учебных действий.

В своём сообщении Ирина Петровна Галий, методист кафедры общественных дисциплин, кандидат исторических наук, характеризуя учебное пособие для обучающихся 5-6 классов, отметила, что при отборе содержательного материала авторы опирались не только на последние научные выводы отечественных учёных, но и на результаты научно-исследовательской работы донских учёных – историков, археологов и т.д.

Одной из специфических черт учебного пособия можно назвать акцент при рассмотрении раннего средневекового периода истории донских степей не только на военных походах, но и на внутреннем общественном устройстве, традициях, культуре кочевых народов – жителей Нижнего Подонья.

Валерий Владиславович Антонов представил аудитории учебно-методическое пособие для 6 – 9 классов «История Донского края». Отличительными особенностями пособия были названы: сравнительный анализ отражения истории Донского края в учебниках по истории России, входящих в Федеральный перечень учебников, дополнительные материалы для учителя и варианты заданий для учащихся в привязке к тематике уроков, данных в рабочих программах действующих учебно-методических комплексов. В целом, материал пособия позволит педагогу отбирать необходимый для урока краеведческий материал и задания к нему, применять материал для уроков в любой форме и осуществлять контроль усвоения изученного материала.



Возврат к списку