Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Итоги методического семинара

Итоги методического семинара «Школа и библиотека: актуальные вопросы сотрудничества в целях совершенствования условий для полноценного функционирования русского языка и успешного обучения русскому языку»

22 мая 2019 года в институте состоялся региональный методический семинар «Школа и библиотека: актуальные вопросы сотрудничества в целях совершенствования условий для полноценного функционирования русского языка и успешного обучения русскому языку». Семинар был организован в рамках реализации Ростовской областью мероприятия «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Основные задачи семинара:

- выявление эффективных практик взаимодействия школы и библиотеки с целью совершенствования условий для полноценного функционирования русского языка и успешного обучения русскому языку;

- создание условий для успешной организации взаимодействия школы и библиотек;

- поиск новых форм взаимодействия школьных библиотек и библиотек другой ведомственной принадлежности.

- диссеминация инновационного опыта работников культуры и образовательных организаций взаимодействия и по поддержке, продвижению и развитию чтения детей и юношества.

В работе семинара приняли участие 68 человек из 18 территорий Ростовской области.

Среди участников семинара – учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов, педагоги-библиотекари, библиотекари, заведующие библиотеками, методисты, заместители директоров и др.

Состав участников семинара:

- методисты - 9;
- педагоги-библиотекари - 11;
- библиотекари - 12;
- заведующие библиотекой - 19;
- учителя русского языка и литературы - 6;
- учителя начальных классов - 4;
- заместители директоров - 2;
- прочие - 5.

 

Рисунок 1 – Профессиональный состав участников семинара

Территориальный состав участников семинара:

города: Азов – 4; Новочеркасск – 2; Новошахтинск – 2; Ростов-на-Дону – 34.

районы: Аксайский - 3; Белокалитвинский - 4; Зерноградский - 1; Зимовниковский - 2; Кагальницкий - 2; Каменский - 1; Куйбышевский - 2; Миллеровский - 1; Октябрьский - 3; Песчанокопский - 1; Пролетарский - 1; Родионово-Несветайский - 3; Целинский - 1; Чертковский - 1.

Из 55 территорий Ростовской области в семинаре приняли участие – 18 территорий (33%) – 4 городских и 14 районных.

61,8% участников семинара прибыли из районов, 38,24% - из городов. 

 

Рисунок 2 – Территориальный состав участников семинара

На семинаре было заслушано 10 выступлений.

Участниками секции было отмечено, что в настоящий момент необходимость взаимодействия школы, школьной библиотеки и библиотеки другой ведомственной принадлежности является большой общественно значимой проблемой. В педагогическом сообществе все больше осознается роль межведомственного взаимодействия в продвижении чтения как неотъемлемой составляющей продвижения русского языка.

На семинаре состоялся плодотворный обмен мнениями о систематическом подходе к развитию взаимодействия с библиотеками с точки зрения различных направлений урочной и внеурочной деятельности школы.

Участники обсуждали различные стороны организации взаимодействия.

Организационная составляющая взаимодействия. В выступлении О.В. Ващенко, заместитель директора МБУК Ростовская-на-Дону ЦБС по работе с детьми, было отмечено, что для решения вопроса обеспечения читателей современной литературой в 32 школах г. Ростова-на-Дону организованы и работают нестационарные пункты обслуживания, выездные читальные залы. А.В. Купин, МБОУ Михайлово-Александровская СОШ Чертковского района, рассказал, что с целью оптимального обслуживания детей был согласован график работы школьной и сельской библиотек. Школьная библиотека работает с 10:00 до 13:36, сельская с 13:00 – 16:30.

Методическая составляющая взаимодействия. Школьные библиотекари и учителя отмечают, что при подготовке мероприятий связанных с продвижением книги и чтения они обращаются за методической помощью в детские/центральные/сельские библиотеки, так как именно сотрудники библиотек Министерства культуры являются экспертами в вопросах детского и юношеского чтения.

Ресурсная составляющая взаимодействия. В выступлениях практически всех участников семинара отмечалось, что при проведении школьных мероприятий они привлекают литературу из фондов библиотек Министерства культуры. М.Н. Стрельцова, заведующий библиотекой МБОУ СОШ №94 г. Ростов-на-Дону, М.М. Небоженко, заведующий библиотекой ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, в своих выступлениях изложили опыт получения учебной и методической литературу из фондов библиотек Министерства культуры при помощи средств электронной доставки документов.                              

Информационная составляющая взаимодействия. В докладе М.Н. Стрельцово         й был освещен опыт системной информационной поддержки участников образовательного процесса школы № 94 предоставляемой МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС. М.М. Небоженко в своем выступлении представила систему информационного сопровождения образовательных учреждений реализуемой библиотекой ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Взаимодействие при проведении мероприятий. Практически все докладчики сообщили, что рядовым явлением стало совместное проведение мероприятий школьными и детскими/сельскими/центральными библиотеками.

Кроме этого, в докладах участников секции был представлен эффективный опыт библиотек региона (как библиотек образовательных организаций, так и муниципальных) по продвижению русского языка и приобщению детей к чтению.

Одним из этапов работы секции было внесение следующих предложений:

1. Признать актуальность и перспективность проблемы обсуждения, заявленной на семинаре.

2. Создать банк инновационных практик взаимодействия библиотек по продвижению русского языка и приобщению детей к чтению.

3. Продолжать выявлять инновационный и перспективный опыт работы библиотек (как библиотек образовательных организаций, так и муниципальных) и других учреждений культуры; осуществлять поиск моделей взаимодействия библиотек региона, обеспечивающих высокое качество решения вопросов по заявленной проблеме.

4. Распространять в педагогическом и библиотечном сообществе опыт библиотек по продвижению русского языка и приобщению детей к чтению.

В целом участниками семинара была дана высокая оценка мероприятия, как с точки зрения его организации, так и в методическом контексте.

Программа семинара

Размер: 500 КБ



Возврат к списку