Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственная программа Российской Федерации

«Развитие образования»

Кафедра филологии и искусства

Потенциал традиционных и инновационных технологий в обучении русскому языку

Учебно-методическое пособие

Автор: Андреева О.С. Павлова Т.И.

Рецензенты:

Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.Н.Щербакова, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Данное учебно-методическое пособие направлено на повышение профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы по проблеме организации текстовой деятельности и диалогического пространства на уроках русского языка и литературы в условиях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, ФГОС основного общего образования.

В нем описаны современные стратегии смыслового чтения текста, приведены практические задания и упражнения, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Особое внимание в пособии уделяется работе с текстом на основе лингвокультурологического, психолингвистического, когнитивного подходов, которые являются основой моделирования стратегий и инновационных технологий информационной обработки текста, позволяющих эффективно осуществлять аналитическую и интерпретационную деятельность на уроках русского языка и литературы в процессе подготовки обучающихся к ГИА. В издании представлены разработки уроков, учительские проекты, факультативный курс, которые помогут учителю добиться высоких результатов обучения русскому языку и литературе.

Работа адресована преподавателям системы дополнительного профессионального образования, методистам, учителям русского языка и литературы, студентам педагогических вузов и колледжей.


Тебе решать судьбу родного языка

Методический сборник

Автор-сост.: Т.И. Павлова, О.С. Андреева

Рецензенты:

В.Я. Рыбникова, заслуженный учитель школы РФ, старший методист отдела филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.Г. Осадченко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Представленные в сборнике материалы, разработанные учителями-словесниками Ростовской области, станут ориентиром в решении практических задач языковой политики Российской Федерации и реализуемых проектов, направленных на «развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога». Издание окажет практическую помощь учителям, руководителям школ в системном подходе к организации внеурочной деятельности.


Речевое развитие обучающихся на основе работы с текстом рекламы

Учебно-методическое пособие

Автор: Павлова Т.И

Рецензенты:

О.С.Андреева, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

И.Р.Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Материалы пособия окажут учителю практическую помощь в адаптации системы обучения русскому языку к современным условиям метапредметного содержания образования, в совершенствовании речевого опыта школьников на основе работы с текстом рекламы на уроке, факультативных занятиях, курсах по выбору, элективных курсах, олимпиадах. 

Дидактический банк заданий, ориентированный на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся 5 – 11 классов в процессе работы с текстом рекламы, обеспечивает эффективность овладения важнейшими метапредметными умениями и универсальными способами деятельности обучающихся, повышает качество их лингвистической подготовки, учит жить и развиваться в условиях активной информационной среды.

Пособие адресовано учителям-словесникам общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, руководителям образовательных учреждений, стремящихся придать своей деятельности инновационный характер в реализации стратегии конструирования метапредметного содержания образовательного процесса, а также тем, кто интересуется вопросами теории и практики жанровой специфики текстов массовой коммуникации.


Творческое письменное задание как продуктивный вид учебной деятельности (Слово о Чехове на уроках русского языка)

Учебно-методическое пособие

Автор-составитель: Павлова Т.И

Рецензенты:

И.Р.Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.П.Эпова, кандидат психологических наук, начальник отдела научно-методической работы ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Пособие содержит материал для подготовки к сочинению-рассуждению на основе проведения различных жанров письменных творческих работ учащихся в процессе изучения школьного курса русского языка в 10-11-х классах. Системный подход к обучению написания сочинения отражён как в жанровой специфике письменных работ, так и в тематическом единстве. Обращение к литературно-критическим материалам о творчестве А.П.Чехова и его художественным произведениям служит основой для развития самостоятельности мышления, умения выражать собственное отношение к проблеме текста, позиции автора данного текста с опорой на читательский опыт.

Материалы предназначены для учителей-словесников общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, методистов, руководителей школ.

Работа с текстом – основа достижения личностных результатов учащихся на уроках русского языка и литературы

Учебное пособие

Автор: Андреева О.С.

Рецензенты:

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

В.Я. Рыбникова, заслуженный учитель школы РФ, старший методист отдела филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В пособии приведены примеры системного анализа художественных произведений А.С.Пушкина, В.В.Маяковского, М.И.Цветаевой, С.Д.Довлатова, В.А.Сосноры, представлены аналитические и интерпретационные стратегии, позволяющие постичь авторский замысел, уяснить взаимосвязь внутренней формы произведения и содержания. В издании содержится опыт целостного анализа текстов разных родов и жанров. Цель данного учебного пособия – развитие «гуманитарно-филологического мышления» учащихся общеобразовательных учреждений, студентов филологических факультетов, учителей-словесников; развитие их литературоведческой, культурологической, исследовательской компетенций; формирование устойчивого интереса к отечественной литературе и культуре.

Пособие адресовано преподавателям высшей школы, методистам, учителям, студентам вузов и колледжей, учащимся общеобразовательных школ, лицеев.


Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Инновационные практики обучения русскому языку и литературе в поликультурном пространстве»

Автор: Ратке И.Р.

Рецензенты:

Королёва Л.Н., кандидат педагогических наук, проректор по научно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Пожидаева Т.Ф., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Методические рекомендации разработаны в соответствии с учебным планом курсов повышения квалификации, рассчитанных на 72 часа (36 часов – с обучением в образовательной среде ИПК MOODLE, 36 часов – с обучением в очной форме). Материалы методических рекомендаций представляют собой ориентиры и направления для преподавателя системы повышения квалификации. Специалисты-филологи, организующие и проводящие курсы повышения квалификации, могут использовать материалы рекомендаций при подготовке лекций, практических занятий, семинаров, круглых столов и т.д.


Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Инновационные практики обучения русскому языку и литературе в поликультурном пространстве»

Авторы: О.С.Андреева, Т.И.Павлова

Рецензенты:

Гончарова В.Н., проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Ратке И.Р., кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО


Учим читать и учиться на уроках литературы

(проектная деятельность)

Методический сборник

Автор-сост.: В.Я. Рыбникова

Рецензенты:

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.П. Эпова, кандидат психологических наук, доцент, начальник отдела научно-методической работы ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 

Данный сборник адресован учителям русского языка и литературы. Он посвящен описанию реализации основных положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации для повышения профессиональной компетентности учителя. Представленный опыт работы учителей школ Ростовской области организации проектной деятельности школьников в рамках системно-деятельностного подхода на уроках литературы (5-11 класс) знакомит с многократным включением школьников в различные виды чтения текстов художественных произведений, что способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов. Участие школьников в проектной деятельности – это приобщение к различным способам самостоятельного получения новых знаний, аналитических и интерпретационных умений.

 

Факультет ДиНО

Психолого-педагогические условия полноценного функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования

Методические рекомендации

Авторы: М.Г.Копытина, Е.А.Ничипорюк, Ю.В.Селезнева

Рецензенты:

 Е.Е.Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

А.Х.Сундукова, кандидат философских наук, декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО


Психолого-педагогические условия полноценного функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования

Учебное пособие

Авторы: Л.А.Баландина, Л.В.Бех, О.В.Глазырина, М.Г.Копытина, Н.В.Корчаловская, Е.А.Ничипорюк, Ю.В.Селезнева, А.Х.Сундукова

Рецензен:

Е.Е.Алимов, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Данное пособие включает теоретический материал (лекции) по проблеме «Психолого-педагогические условия полноценного функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования» и направлено на развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций в вопросах создания условий для освоения детьми дошкольного возраста русского языка.

Данное пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций – слушателям курсов повышения квалификации, методистам и преподавателям системы повышения квалификации работников образования.


Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников в условиях поликультурной среды

Методическое пособие

Автор-сост.: Глазырина О.В.

Рецензенты:

А.Х. Сундукова, декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат философских наук;

Е.А. Ничипорюк, доцент кафедры дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат психологических наук

В предлагаемом пособии рассматривается система взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников в условиях поликультурной среды. В издании представлены регионально-национальные особенности проектирования взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников; формы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях поликультурной среды Ростовской области; сценарии мероприятий, направленных на практическое овладение родителями русским языком и осознание принадлежности к российскому народу.


Методическое пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций.

Педагогическое сопровождение речевого развития дошкольников на основе взаимодействия и синтеза искусств

Учебно-методическое пособие

Автор: Корчаловская Н. В.

Рецензенты:

М.Г. Копытина, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Л.А. Баландина, кандидат педагогических наук, старший методист отдела начального и дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В данном учебно-методическом пособии представлена система педагогического сопровождения в условиях поликультурной языковой среды. Рассматриваются особенности влияния фольклора на развитие детской речи, содержатся материалы по организации интегрированной образовательной среды на основе взаимодействия разных видов искусств и художественно-продуктивной деятельности, по формированию интереса к русскому языку, по развитию речи у двуязычных детей.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, слушателям курсов повышения квалификации, интересующимся развитием речи детей в поликультурном образовательном пространстве.

 

Особенности культурно-речевого развития одаренных детей в начальной школе

Методическое пособие

Автор: Е.В. Посошенко

Рецензенты:

Н.В. Корчаловская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

В.П. Шульгина, методист отдела дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, Заслуженный учитель Российской Федерации

В методическом пособии рассмотрены особенности формирования культуры речи младших школьников и работы с одаренными детьми. На практическом материале раскрыты вопросы определения одаренности ребенка и особенности его речевого развития, а также предлагаются различные формы и методы работы с одаренными детьми по развитию культуры речи в начальной школе.

Пособие адресовано учителям начальных классов, а также родителям, желающим развивать культуру речи своего ребенка.


Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Психолого-педагогические условия полноценного функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования»

Авторы-составители: Баландина Л.А., Бех Л.В., Глазырина О.В., Копытина М.Г., Корчаловская Н.В., Ничипорюк Е.А, Селезнева Ю.В., Сундукова А.Х.

Рецензент:

Алимова Е.Е., проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат психологических наук



Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Обеспечение эффективности и доступности системы обучения русскому языку в поликультурной образовательной среде начального общего образования» 

Авторы-составители: Беловицкая С.И., Злобина А.Т., Пономарёва И.П.,

Посошенко Е.В., Сухаревская Е.Ю.

Рецензенты:

Сундукова А.Х., кандидат философских наук, декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Пожидаева Т.Ф., кафедрой начального кандидат педагогических наук, заведующий образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с модулями 3 и 5 дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Обеспечение эффективности и доступности системы обучения русскому языку в поликультурной образовательной среде начального общего образования» и предназначена для организации самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации.


ПРОГРАММА

проведения фестиваля профессиональных сообществ
«В царстве русского языка»
для педагогических работников Ростовской области,
представителей педагогической общественности субъектов РФ
в условиях реализации мероприятия
«Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка» государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования»
и в рамках государственной программы Ростовской области
«Развитие образования»


Кафедра психологии

Проектное управление, стратегическое моделирование, технологизация современного образовательного пространства

Учебное пособие

Авторы: О.Г. Тринитатская, Т.А. Безматерных, О.А. Назарчук

Рецензенты:

С.В.Бочаров, доктор исторических наук,профессор кафедры управления образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Л.Н. Королева, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В учебном пособии обозначены результаты исследования в контексте проектного управления, охарактеризованы концептуальные основы процесса проектирования, представлены моделирование и технологизация образовательного процесса современной образовательной организации как объекта проектного управления.

Учебное пособие может быть полезно руководителям всех уровней образования, учителям, специалистам отделов образования, повышения квалификации в решении практических задач по планированию и организации инновационной деятельности в образовании в логике проектов как завершенных циклов осуществления управленческих, педагогических, образовательных инноваций на любом уровне – от отдельного «нетрадиционного» урока до реформирования всей системы образования.

 

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации педагогов «Развитие психологической компетентности учителя русского языка: технологии, механизмы, критерии»

Авторы-составители: Т.Н. Щербакова, Е.Е. Алимова, А.В. Кичак

Рецензенты:

А.К. Белоусова, доктор психологических наук, профессор;

Г.П. Звездина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В рабочей тетради представлена система вопросов, заданий и тренинговых упражнений, направленных на развитие психологической компетентности, развитие мотивации педагога как субъекта социального взаимодействия. В процессе выполнения упражнений педагог имеет возможность ознакомиться с различными психолого-педагогическими технологиями, которые могут быть применены в образовательном процессе в условиях поликультурной образовательной среды.

Рабочая тетрадь предназначена для педагогов, тьюторов, методистов, работающих над проблемой формирования психологической компетентности в поликультурной образовательной среде.

 

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации педагогов «Проектирование психологически безопасной среды в поликультурном образовательном пространстве» 

Авторы-составители: Т.Н. Щербакова, Е.Е. Алимова, А.В. Кичак

Рецензенты:

Н.Г. Осадченко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В рабочей тетради представлена система вопросов, заданий и тренинговых упражнений, направленных на развитие психологической компетентности, развитие мотивации педагога как субъекта социального взаимодействия. В процессе выполнения упражнений педагог имеет возможность ознакомиться с различными психолого-педагогическими технологиями, которые могут быть применены в образовательном процессе в условиях поликультурной образовательной среды.

Рабочая тетрадь предназначена для педагогов, тьюторов, методистов, работающих над проблемой формирования психологической компетентности в поликультурной образовательной среде.


Отдел научно-методической работы

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности процесса обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья»

Автор: Эпова Н.П.

Рецензенты:

Королева Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Пожидаева Т.Ф., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с дополнительной профессиональной программой повышения квалификации «Особенности процесса обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья» и предназначена для организации практической и самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации.

   

Индивидуальный план профессионального развития участника курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Авторы: Королёва Л.Н., Копытина М.Г., Эпова Н.П.

Рецензенты:

Гончарова В.И., проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Пожидаева Т.Ф., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

   

Индивидуальный план профессионального развития участника курсов повышения квалификации по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации

 «Развитие образования» 

Авторы: Королёва Л.Н., Эпова Н.П.,

Рецензенты:

Копытина М.Г., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Андреева О.С., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

   

Индивидуальный план профессионального развития участника курсов повышения квалификации по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в инклюзивной образовательной среде

Авторы: Королёва Л.Н., Эпова Н.П.

Рецензенты:

Алимова Е.Е.,кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Ратке И.Р., кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО