Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственная программа Российской Федерации

«Развитие образования»

Кафедра филологии и искусства

Потенциал традиционных и инновационных технологий в обучении русскому языку

Учебно-методическое пособие

Автор: Андреева О.С. Павлова Т.И.

Рецензенты:

Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.Н.Щербакова, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Данное учебно-методическое пособие направлено на повышение профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы по проблеме организации текстовой деятельности и диалогического пространства на уроках русского языка и литературы в условиях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, ФГОС основного общего образования.

В нем описаны современные стратегии смыслового чтения текста, приведены практические задания и упражнения, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Особое внимание в пособии уделяется работе с текстом на основе лингвокультурологического, психолингвистического, когнитивного подходов, которые являются основой моделирования стратегий и инновационных технологий информационной обработки текста, позволяющих эффективно осуществлять аналитическую и интерпретационную деятельность на уроках русского языка и литературы в процессе подготовки обучающихся к ГИА. В издании представлены разработки уроков, учительские проекты, факультативный курс, которые помогут учителю добиться высоких результатов обучения русскому языку и литературе.

Работа адресована преподавателям системы дополнительного профессионального образования, методистам, учителям русского языка и литературы, студентам педагогических вузов и колледжей.

Виды деятельности учащихся на уроках литературы (на примере изучения творчества русских писателей XIX века) 

Методический сборник

Автор: В.Я. Рыбникова

Рецензенты:

Т.И. Павлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

А.В. Тищенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Одной их центральных целей литературного образования в современной школе является выработка у школьников потребности инициативного и самостоятельного чтения. Для этого ученик должен быть подготовлен: иметь интерес к чтению, обладать потребностью ставить перед собой вопросы нравственно-философского содержания и быть готовым к тому, что не на все из них всегда можно найти однозначные ответы. Без помощи учителя литературы школьникам очень трудно овладеть такими навыками и умениями.

Целевое назначение собранного опыта учителей школ Ростовской области – сконцентрировать внимание на обязательной реализации таких принципов преподавания литературы, искусства слова в классной и во внеклассной деятельности школьников, мотивационный (личностный и деятельностный), методический (повторное чтение, изучение произведения в единстве формы и содержания, развитие творческого потенциала), диалоговый и другие принципы. Разработка классной и внеклассной деятельности школьников строится на основе системно-деятельностного подхода, развития самостоятельной работы читателя-ученика под руководством учителя.

Тебе решать судьбу родного языка

Методический сборник

Автор-сост.: Т.И. Павлова, О.С. Андреева

Рецензенты:

В.Я. Рыбникова, заслуженный учитель школы РФ, старший методист отдела филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.Г. Осадченко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Представленные в сборнике материалы, разработанные учителями-словесниками Ростовской области, станут ориентиром в решении практических задач языковой политики Российской Федерации и реализуемых проектов, направленных на «развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога». Издание окажет практическую помощь учителям, руководителям школ в системном подходе к организации внеурочной деятельности.

Речевое развитие обучающихся на основе работы с текстом рекламы

Учебно-методическое пособие

Автор: Павлова Т.И

Рецензенты:

О.С.Андреева, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

И.Р.Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Материалы пособия окажут учителю практическую помощь в адаптации системы обучения русскому языку к современным условиям метапредметного содержания образования, в совершенствовании речевого опыта школьников на основе работы с текстом рекламы на уроке, факультативных занятиях, курсах по выбору, элективных курсах, олимпиадах. 

Дидактический банк заданий, ориентированный на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся 5 – 11 классов в процессе работы с текстом рекламы, обеспечивает эффективность овладения важнейшими метапредметными умениями и универсальными способами деятельности обучающихся, повышает качество их лингвистической подготовки, учит жить и развиваться в условиях активной информационной среды.

Пособие адресовано учителям-словесникам общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, руководителям образовательных учреждений, стремящихся придать своей деятельности инновационный характер в реализации стратегии конструирования метапредметного содержания образовательного процесса, а также тем, кто интересуется вопросами теории и практики жанровой специфики текстов массовой коммуникации.

Творческое письменное задание как продуктивный вид учебной деятельности (Слово о Чехове на уроках русского языка)

Учебно-методическое пособие

Автор-составитель: Павлова Т.И

Рецензенты:

И.Р.Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.П.Эпова, кандидат психологических наук, начальник отдела научно-методической работы ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Пособие содержит материал для подготовки к сочинению-рассуждению на основе проведения различных жанров письменных творческих работ учащихся в процессе изучения школьного курса русского языка в 10-11-х классах. Системный подход к обучению написания сочинения отражён как в жанровой специфике письменных работ, так и в тематическом единстве. Обращение к литературно-критическим материалам о творчестве А.П.Чехова и его художественным произведениям служит основой для развития самостоятельности мышления, умения выражать собственное отношение к проблеме текста, позиции автора данного текста с опорой на читательский опыт.

Материалы предназначены для учителей-словесников общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, методистов, руководителей школ.

Работа с текстом – основа достижения личностных результатов учащихся на уроках русского языка и литературы

Учебное пособие

Автор: Андреева О.С.

Рецензенты:

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

В.Я. Рыбникова, заслуженный учитель школы РФ, старший методист отдела филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В пособии приведены примеры системного анализа художественных произведений А.С.Пушкина, В.В.Маяковского, М.И.Цветаевой, С.Д.Довлатова, В.А.Сосноры, представлены аналитические и интерпретационные стратегии, позволяющие постичь авторский замысел, уяснить взаимосвязь внутренней формы произведения и содержания. В издании содержится опыт целостного анализа текстов разных родов и жанров. Цель данного учебного пособия – развитие «гуманитарно-филологического мышления» учащихся общеобразовательных учреждений, студентов филологических факультетов, учителей-словесников; развитие их литературоведческой, культурологической, исследовательской компетенций; формирование устойчивого интереса к отечественной литературе и культуре.

Пособие адресовано преподавателям высшей школы, методистам, учителям, студентам вузов и колледжей, учащимся общеобразовательных школ, лицеев.


Культура речи в современном коммуникативном пространстве

Методический сборник

Автор-составитель: Л.В.Куприянова

Рецензенты:

О.С.Андреева, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.И.Павлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Материалы сборника окажут учителю помощь в изучении культуры речи и нормы русского языка в современных условиях содержания филологического образования, в совершенствовании коммуникативного опыта школьников на уроках, во внеурочной деятельности по обучению русскому языку как родному и как государственному.

Методическая копилка учителя, ориентированная на коммуникативное развитие личности, полностью открытой для общения, формирование умения решать коммуникативные задачи, владеть грамматическими нормами современного русского литературного языка, обеспечит знакомство учащихся с основными требованиями к культуре речи; установит зависимость человека между его речевой культурой и его общей культурой; будет способствовать воспитанию любви и уважения к русскому языку; формированию навыков речевого общения.

Сборник адресован учителям русского языка и литературы общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, стремящимся развивать навыки поиска информации, отбора и систематизации найденного материала, умения обобщать данные; выявлять нарушения языковых норм и оттачивать навыки правильного образования и употребления различных слов.

Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Инновационные практики обучения русскому языку и литературе в поликультурном пространстве»

Автор: Ратке И.Р.

Рецензенты:

Королёва Л.Н., кандидат педагогических наук, проректор по научно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Пожидаева Т.Ф., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Методические рекомендации разработаны в соответствии с учебным планом курсов повышения квалификации, рассчитанных на 72 часа (36 часов – с обучением в образовательной среде ИПК MOODLE, 36 часов – с обучением в очной форме). Материалы методических рекомендаций представляют собой ориентиры и направления для преподавателя системы повышения квалификации. Специалисты-филологи, организующие и проводящие курсы повышения квалификации, могут использовать материалы рекомендаций при подготовке лекций, практических занятий, семинаров, круглых столов и т.д.

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Инновационные практики обучения русскому языку и литературе в поликультурном пространстве»

Авторы: О.С.Андреева, Т.И.Павлова

Рецензенты:

Гончарова В.Н., проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Ратке И.Р., кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Культурологическая модель подготовки педагогов к реализации задач развития и укрепления русского языка в многонациональном российском государстве

Методическое пособие

Автор: Надолинская Т.В.

Рецензенты:

Л.Н.Королёва, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

О.С.Андреева, кандидат филологических наук,  доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В пособии рассматриваются концептуальные основы межкультурной компетентности педагогов в процессе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Описана и подробно охарактеризована комплексная культурологическая модель подготовки педагогов к реализации задач развития и укрепления русского языка.

Пособие адресовано учителям русского языка и литературы, начальных классов, руководителям методических объединений, преподавателям системы дополнительного профессионального образования.

Учим читать и учиться на уроках литературы

(проектная деятельность)

Методический сборник

Автор-сост.: В.Я. Рыбникова

Рецензенты:

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.П. Эпова, кандидат психологических наук, доцент, начальник отдела научно-методической работы ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Данный сборник адресован учителям русского языка и литературы. Он посвящен описанию реализации основных положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации для повышения профессиональной компетентности учителя. Представленный опыт работы учителей школ Ростовской области организации проектной деятельности школьников в рамках системно-деятельностного подхода на уроках литературы (5-11 класс) знакомит с многократным включением школьников в различные виды чтения текстов художественных произведений, что способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов. Участие школьников в проектной деятельности – это приобщение к различным способам самостоятельного получения новых знаний, аналитических и интерпретационных умений.

Инновационные стратегии текстовой деятельности учащихся – основа организации диалогового пространства на уроках русского языка и литературы

Учебно-методическое пособие

Автор: Андреева О.С.

Рецензенты:

Т.И.Павлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.Г.Осадченко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Данное учебно-методическое пособие направлено на развитие инновационного потенциала учителя русского языка и литературы.

В нем рассмотрены эффективные стратегии моделирования диалогового пространства на уроках русского языка и литературы. Автор показывает, как посредством работы с текстом (лингвистический анализ, информационная обработка текста, филологический анализ художественных произведений, экспертная оценка чужих текстов, работа с деформированными текстами и т.д.) достигаются предметные, метапредметные и личностные результаты школьников. В пособии приводятся не только модели, но и конкретные примеры организации аналитико-интерпретационной деятельности учащихся, направленной на смыслообразование личности, усвоение базовых ценностей в условиях информационного общества. Кроме того, пособие разработано на деятельностной основе: содержит такие разделы, как лингвистическая лаборатория, практикум, тренажер, конструктор. В нем представлены тексты разных видов, типов, стилей, жанров, форм репрезентации.

Также следует отметить, что предложенные для работы разноуровневые задания и упражнения помогут учителю подготовить учащихся к Государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе, а также станут основой для работы с одаренными детьми

Все вышеизложенное отражает основные направления государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, ФГОС основного общего образования.

Пособие адресовано преподавателям системы дополнительного профессионального образования, методистам, учителям русского языка и литературы, студентам педагогических вузов и колледжей, учащимся старших классов.

Факультет ДиНО

Психолого-педагогические условия полноценного функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования

Методические рекомендации

Авторы: М.Г.Копытина, Е.А.Ничипорюк, Ю.В.Селезнева

Рецензенты:

Е.Е.Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

А.Х.Сундукова, кандидат философских наук, декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Психолого-педагогические условия полноценного функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования

Учебное пособие

Авторы: Л.А.Баландина, Л.В.Бех, О.В.Глазырина, М.Г.Копытина, Н.В.Корчаловская, Е.А.Ничипорюк, Ю.В.Селезнева, А.Х.Сундукова

Рецензен:

Е.Е.Алимов, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Данное пособие включает теоретический материал (лекции) по проблеме «Психолого-педагогические условия полноценного функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования» и направлено на развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций в вопросах создания условий для освоения детьми дошкольного возраста русского языка.

Данное пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций – слушателям курсов повышения квалификации, методистам и преподавателям системы повышения квалификации работников образования.

Риторика для дошкольников в условиях двуязычной речевой среды 

Методическое пособие

Автор-составитель: Л.А. Баландина

Рецензенты:

А.Х. Сундукова, кандидат философских наук, декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Л.В. Бех, кандидат педагогических наук, старший методист отдела дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Методическое пособие представляет практику реализации дошкольного курса риторики как варианта, обеспечивающего качество организации психолого-педагогических условий для полноценного функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования, раскрывает особенности усвоения функций речи детьми, для которых русский язык не является родным, в соответствии с ФГОС ДО.

Дошкольный курс риторики способствует знакомству детей-билингвов 5-7 лет с правилами общения со взрослыми и сверстниками на русском языке, в процессе которых идет освоение всех компонентов речи родного и второго языка как главного средства (орудия) общения и обобщения опыта детской деятельности.

Достоинством пособия являются представленные материалы по использованию теоретического и практического курса как для педагогов (организации образовательных ситуаций с детьми по коммуникативно-речевому развитию) и руководителей ДОУ (по проектированию условий, обеспечивающих полноценное освоение русского языка детьми в поликультурной среде ДОУ), объединенных тематическими нравственно-риторическими идеями, подкрепленными подобранным (методическим и литературным) дополнительным материалом на основе анализа многочисленных источников, учебно-методической и детской художественной литературы.

Методическое пособие предназначено для воспитателей, старших воспитателей, руководителей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми в условиях двуязычной речевой среды, и может явиться пропедевтическим курсом начального школьного риторического образования

Коммуникативно-деятельностный подход в обучении детей дошкольного возраста русскому языку и культуре речевого поведения

Учебно-методическое пособие

Автор: Бех Л.В.

Рецензенты:

Копытина М.Г., кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Глазырина О.В., кандидат педагогических наук, начальник отдела дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Основное внимание в учебно-методическом пособии уделяется проектированию образовательной деятельности в контексте коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного, субъектного и аксиологического подходов, с учетом которых разработаны технологические карты в форме конспектов образовательной деятельности реализации речевых задач.

Данное учебно-методическое пособие поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений по-новому посмотреть на проблему реализации образовательной области «Речевое развитие» и эффективно решать задачи речевого развития дошкольников в свете современных требований.

Пособие адресовано студентам педагогических колледжей, педагогам дошкольного и дополнительного образования.

Формирование умений функционального чтения младших школьников с учетом норм русского литературного языка

Учебно-методическое пособие

Автор: Злобина А.Т.

Рецензенты:

Т.Ф. Пожидаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.И. Павлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В учебно-методическом пособии получили освещение нормативный, методологический и технологический аспекты проблемы формирования функциональной грамотности в чтении у обучающихся начальной школы. Представлена система технологических приёмов, методов, упражнений, заданий, работы с текстом как универсального метода обучения функциональному чтению в условиях усвоения норм русского литературного языка как родного.

Учебно-методическое пособие может быть полезным для учителей начальной школы, психологов, воспитателей, родителей и всех интересующихся вопросами формирования умений функционального чтения в процессе обучения детей русскому языку как родному.

Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников в условиях поликультурной среды

Методическое пособие

Автор-сост.: Глазырина О.В.

Рецензенты:

А.Х. Сундукова, декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат философских наук;

Е.А. Ничипорюк, доцент кафедры дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат психологических наук

В предлагаемом пособии рассматривается система взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников в условиях поликультурной среды. В издании представлены регионально-национальные особенности проектирования взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников; формы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях поликультурной среды Ростовской области; сценарии мероприятий, направленных на практическое овладение родителями русским языком и осознание принадлежности к российскому народу.

Методическое пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций.

Педагогическое сопровождение речевого развития дошкольников на основе взаимодействия и синтеза искусств

Учебно-методическое пособие

Автор: Корчаловская Н. В.

Рецензенты:

М.Г. Копытина, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Л.А. Баландина, кандидат педагогических наук, старший методист отдела начального и дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В данном учебно-методическом пособии представлена система педагогического сопровождения в условиях поликультурной языковой среды. Рассматриваются особенности влияния фольклора на развитие детской речи, содержатся материалы по организации интегрированной образовательной среды на основе взаимодействия разных видов искусств и художественно-продуктивной деятельности, по формированию интереса к русскому языку, по развитию речи у двуязычных детей.

Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, слушателям курсов повышения квалификации, интересующимся развитием речи детей в поликультурном образовательном пространстве.

Особенности культурно-речевого развития одаренных детей в начальной школе

Методическое пособие

Автор: Е.В. Посошенко

Рецензенты:

Н.В. Корчаловская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

В.П. Шульгина, методист отдела дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, Заслуженный учитель Российской Федерации

В методическом пособии рассмотрены особенности формирования культуры речи младших школьников и работы с одаренными детьми. На практическом материале раскрыты вопросы определения одаренности ребенка и особенности его речевого развития, а также предлагаются различные формы и методы работы с одаренными детьми по развитию культуры речи в начальной школе.

Пособие адресовано учителям начальных классов, а также родителям, желающим развивать культуру речи своего ребенка.

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Психолого-педагогические условия полноценного функционирования русского языка в поликультурной среде дошкольного образования»

Авторы-составители: Баландина Л.А., Бех Л.В., Глазырина О.В., Копытина М.Г., Корчаловская Н.В., Ничипорюк Е.А, Селезнева Ю.В., Сундукова А.Х.

Рецензент:

Алимова Е.Е., проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат психологических наук

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Обеспечение эффективности и доступности системы обучения русскому языку в поликультурной образовательной среде начального общего образования»

Авторы-составители: Беловицкая С.И., Злобина А.Т., Пономарёва И.П.,

Посошенко Е.В., Сухаревская Е.Ю.

Рецензенты:

Сундукова А.Х., кандидат философских наук, декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Пожидаева Т.Ф., кафедрой начального кандидат педагогических наук, заведующий образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с модулями 3 и 5 дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Обеспечение эффективности и доступности системы обучения русскому языку в поликультурной образовательной среде начального общего образования» и предназначена для организации самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации.

Повышение профессиональных компетенций учителей начальных классов при обучении русскому языку как неродному

Учебно-методическое пособие

Автор: Беловицкая С.И.

Рецензенты:

А.Х.Сундукова, кандидат философских наук, декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.Ф.Пожидаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Данное издание предназначено для учителей начальных классов, проживающих и осуществляющих профессиональную деятельность в поликультурных регионах, в сфере обучения русскому языку как неродному. 

Учебно-методическое пособие разработано с целью повышения методической и психолого-педагогической компетенций педагогов в вопросах обучения младших школьников русскому языку как неродному, а также по вопросам использования русского языка в образовательном процессе как государственного языка Российской Федерации.

Кафедра управления образованием

Проектное управление, стратегическое моделирование, технологизация современного образовательного пространства

Учебное пособие

Авторы: О.Г. Тринитатская, Т.А. Безматерных, О.А. Назарчук

Рецензенты:

С.В.Бочаров, доктор исторических наук,профессор кафедры управления образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Л.Н. Королева, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В учебном пособии обозначены результаты исследования в контексте проектного управления, охарактеризованы концептуальные основы процесса проектирования, представлены моделирование и технологизация образовательного процесса современной образовательной организации как объекта проектного управления.

Учебное пособие может быть полезно руководителям всех уровней образования, учителям, специалистам отделов образования, повышения квалификации в решении практических задач по планированию и организации инновационной деятельности в образовании в логике проектов как завершенных циклов осуществления управленческих, педагогических, образовательных инноваций на любом уровне – от отдельного «нетрадиционного» урока до реформирования всей системы образования.

Образовательная среда современной школы как условие формирования лингвокультурных профессиональных компетенций педагогических кадров

Учебное пособие

Автор: О.Г. Тринитатская

Рецензенты:

С.В. Бочаров, доктор исторических наук, профессор кафедры управления образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Л.Г. Захарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В пособии даны теоретико-методологические основы формирования лингвокультурной компетенции педагогических кадров в поликультурном образовательном пространств, история развития системы непрерывного образования и психолого-педагогические основания понятия «лингвокультурная компетентность». Представлен широкий ряд методологических подходов к формированию лингвокультурной компетентности как междисциплинарной области знания в условиях образовательной среды современной школы.

Пособие предлагает направления формирования лингвокультурной компетенции учителей в контексте новых требований развития образования, оказания помощи всем субъектам образовательного пространства школы в решении доминирующих задач. В учебном пособии представлен в большом объеме практико-ориентированный диагностический инструментарий, который могут использовать в своей практической деятельности в контексте формирования лингвокультурной компетентности педагогические кадры в образовательной среде школы.

Учебное пособие может быть полезным руководителям школ, учителям, студентам педагогических вузов, слушателям системы повышения квалификации работников образования.

Техники и технологии развития одаренности как эффективный механизм управления созданием российской школы «успеха каждого ребенка»

Учебное пособие

Автор: Т. А. Безматерных

Рецензенты:

О.Г. Тринитатская, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.П. Эпова, кандидат психологических наук, доцент, начальник отдела научно-методической работы ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Выявление и развитие талантливой молодежи является приоритетным направлением развития современной системы образования, что обусловлено возрастающей потребностью современного общества в таких специалистах, которые отличаются нестандартным мышлением, способностью не только успешно овладевать знаниями, но и продуцировать новые знания и идеи. Школа создает условия для выявления и развития интеллектуально-творческого личностного потенциала способных и одаренных детей, данное направление реализуется индивидуально, с учетом сложившихся традиций и имеющихся условий.

Предложенные техники и технологии расширяют существующие в мировой и отечественной практике подходы выявления, развития и организации работы с одаренными детьми. Учебное пособие может быть полезно преподавателям системы высшей школы, методистам, учителям, студентам педагогических вузов и колледжей.

Кафедра психологии

Методы активного обучения в поликультурной образовательной среде: ресурсы и риски

Методическое пособие

Авторы: Т.Н. Щербакова, А.В. Кичак

Рецензенты:

А.К. Белоусова, доктор психологических наук, профессор;

Н.Г. Осадченко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Методическое пособие посвящено активным методам обучения как комплексным социально-дидактическим технологиям, включающим в себя методы психологического воздействия и реализуемым в различных формах. Сделано обобщение использования системы методов активного обучения в различных областях образования для решения задачи повышения качества образования.

Методическое пособие представляет интерес для психологов, педагогов и всех интересующихся улучшением качества образования в поликультурном образовательном пространстве.

Моделирование психологически безопасной среды в поликультурном образовательном пространстве

Методические рекомендации

Авторы: Т.Н. Щербакова, Е.Е. Алимова, А.В. Кичак, Д.О. Алимова

Рецензенты:

Г.П. Звездина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, доцент кафедры общей психологии и психологии развития ЮФУ;

В.И. Гончарова, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Предлагаемые методические рекомендации содержат психолого-педагогические технологии моделирования психологически безопасной среды в поликультурном образовательном пространстве .

Издание содержит психолого-педагогические программы поддержки развития успешной социализации обучающихся в условиях поликультурного образования как фактора формирования культуры безопасности.

Материалы адресованы педагогическим работникам, взаимодействующим с обучающимися и родителями в поликультурной образовательной среде.

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации педагогов «Развитие психологической компетентности учителя русского языка: технологии, механизмы, критерии»

Авторы-составители: Т.Н. Щербакова, Е.Е. Алимова, А.В. Кичак

Рецензенты:

А.К. Белоусова, доктор психологических наук, профессор;

Г.П. Звездина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В рабочей тетради представлена система вопросов, заданий и тренинговых упражнений, направленных на развитие психологической компетентности, развитие мотивации педагога как субъекта социального взаимодействия. В процессе выполнения упражнений педагог имеет возможность ознакомиться с различными психолого-педагогическими технологиями, которые могут быть применены в образовательном процессе в условиях поликультурной образовательной среды.

Рабочая тетрадь предназначена для педагогов, тьюторов, методистов, работающих над проблемой формирования психологической компетентности в поликультурной образовательной среде.

Успешность педагогов в поликультурной образовательной среде: диагностика, технологии развития

Монография

Авторы: Т.Н. Щербакова

Рецензенты:

И.В.Абакумова, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор;

А.К. Белоусова, доктор психологических наук, профессор

Монография посвящена анализу содержания феномена успеха, детерминант успешности современного педагога, как субъекта профессиональной деятельности. В работе дана характеристика условий и факторов формирования и развития успешности педагога, особенностей ее проявления в процессе осуществления педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве. В монографии комплексно описаны основные содержательные линии непрерывного профессионального развития педагога в инновационной среде. В работе дана содержательная характеристика различных моделей профессионального развития педагога, что приобретает особую значимость в условиях реализации национального проекта «Учитель будущего». Материалы, представленные в монографии, могут быть реализованы в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования в поликультурной среде. Монография представляет интерес для психологов, педагогов, менеджеров образования, а также всех тех, кто интересуется проблемами личности, профессионального развития и успешности профессиональной педагогической деятельности.  

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации педагогов «Проектирование психологически безопасной среды в поликультурном образовательном пространстве» 

Авторы-составители: Т.Н. Щербакова, Е.Е. Алимова, А.В. Кичак

Рецензенты:

Н.Г. Осадченко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В рабочей тетради представлена система вопросов, заданий и тренинговых упражнений, направленных на развитие психологической компетентности, развитие мотивации педагога как субъекта социального взаимодействия. В процессе выполнения упражнений педагог имеет возможность ознакомиться с различными психолого-педагогическими технологиями, которые могут быть применены в образовательном процессе в условиях поликультурной образовательной среды.

Рабочая тетрадь предназначена для педагогов, тьюторов, методистов, работающих над проблемой формирования психологической компетентности в поликультурной образовательной среде.

Мониторинг психологической компетентности учителей русского языка: технологии и критерии качества

Методическое пособие

Авторы: Т.Н. Щербакова, А.В. Кичак, Д.О. Алимова

Рецензенты:

Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

В.И. Гончарова, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Методическое пособие содержит теоретический материал, раскрывающий основные конструкты психологической компетентности и ее проявления в деятельности учителя, описание возможностей и критериев ее оценки.  Также в пособии представлен теоретический информационный материал о самой технологии мониторинга и особенностях ее использования в поликультурной образовательной среде. Материал нацелен на повышение исследовательской культуры работников образования и включает как характеристику самой технологии мониторинга, так и модель проведения  соответствующих  исследований. В методическом пособии представлены модель мониторинга профессионального развития учителя в поликультурной образовательной среде, комплекс диагностического инструментария и программа развития психологической компетентности учителя.

Материалы адресованы практикующим и школьным психологам, педагогическим работникам, взаимодействующим с обучающимися и родителями в поликультурной образовательной среде.


Тренинг конфликтологической компетентности субъектов поликультурного образовательного пространства (педагоги, обучающиеся, родители)

Учебно-методическое пособие

Авторы: Т.Н. Щербакова, А.В. Кичак

Рецензенты:

Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Г.П. Звездина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, доцент кафедры общей психологии и психологии развития ЮФУ

Предлагаемое учебно-методическое пособие рассматривает систему конструирования тренинга с учетом структуры, отражающей содержательные позиции, особенности возникающих конфликтных ситуаций и работы с ними, а также контингента-адресата с опорой на реальную педагогическую практику взаимодействия в поликультурной среде. Данная система помогает зафиксировать возможные пути саморазвития, оценить полученный интерактивный опыт и динамику конфликтологической компетентности.

Материалы адресованы практикующим и школьным психологам, педагогическим работникам, взаимодействующим с обучающимися и родителями в поликультурной образовательной среде.

 

Технологии развития конструктивных стилей педагогического общения учителей русского языка 

Методическое пособие

Авторы: Т.Н. Щербакова, Е.Е. Алимова

Рецензенты:

А.К. Белоусова, доктор психологических наук, профессор;

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Предлагаемое методическое пособие рассматривает систему конструктивных стилей педагогического общения. В пособии содержится теоретический и практический материал, направленный на развитие компетентности учителей русского языка в вопросах формирования конструктивного стиля педагогического общения, выделения его параметров, условий и критериев эффективности, а также в вопросах причин возникновения психологических барьеров в общении и способов их устранения.

Материалы адресованы практикующим и школьным психологам, педагогическим работникам, взаимодействующим с обучающимися и родителями в поликультурной образовательной среде.

 

Критерии оценки уровня развития психологической компетентности учителей русского языка

Методические рекомендации

Авторы: Т. Н. Щербакова, Е. Е. Алимова, А. В. Кичак, Д. О. Алимова

Рецензенты:

Г.П. Звездина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, доцент кафедры общей психологии и психологии развития ЮФУ;

В.И. Гончарова, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Предлагаемые методические рекомендации содержат диагностический инструментарий для изучения содержательной специфики, условий, факторов формирования, способов представленности психологической компетентности в пространстве профессионального бытия учителя, технологии оценивания уровня развития психологической компетентности учителя русского языка в поликультурном образовательном пространстве.

Материалы адресованы педагогическим работникам, взаимодействующим с обучающимися и родителями в поликультурной образовательной среде.

Комплексная модель развития коммуникативной компетентности субъектов поликультурного образования: содержание, психологические технологии

Учебно-методическое пособие

Автор: Т. Н. Щербакова

Рецензенты:

А.К. Белоусова, доктор психологических наук, профессор;

Г.П. Звездина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, доцент кафедры общей психологии и психологии развития ЮФУ

Предлагаемое учебно-методическое пособие рассматривает вопросы развития коммуникативной компетентности учителя русского языка и литературы в поликультурном образовательном пространстве, так как эта предметная область насыщена обширным ценностно-смысловым содержанием, успешное транслирование которого возможно только в случае высокого уровня коммуникативной компетентности. Рассмотрены основные понятия, характеризующие факторы, которые детерминируют успешное педагогическое взаимодействие в поликультурной образовательной среде. Определены перспективные направления модернизации современной поликультурной образовательной среды, технологии развития коммуникативной компетентности субъектов образования. На основании этого предложена комплексная модель развития коммуникативной компетентности современного учителя.

Материалы адресованы практикующим и школьным психологам, педагогическим работникам, взаимодействующим с обучающимися и родителями в поликультурной образовательной среде.

 

Отдел научно-методической работы

Ресурсы профессионально-личностного развития учителя, обучающего русскому языку в инклюзивной школе, в условиях реализации национального проекта «Образование»

Учебно-методическое пособие 

Автор: Эпова Н.П.

Рецензенты:

И.Н. Кириленко, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

О.В. Фоменко, старший методист отдела учреждений социальной поддержки детства и специального (коррекционного) образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.

В учебно-методическом пособии раскрываются теоретические и методические аспекты проблемы профессионально-личностного развития учителя, обучающего русскому языку детей с ОВЗ в инклюзивной школе. Автором предложено определение профессионально-личностного развития педагога инклюзивной школы и представлена многоуровневая система методического и психологического сопровождения профессионального роста педагогов, представляющая собой организацию ресурсов внешней среды, выполняющей функции активизации личностных ресурсов учителя, его профессионального роста и поддержки.

Региональный инновационный кластер эффективных образовательных систем – продуктивная среда профессионального развития учителей современной российской школы

Методическое пособие

Автор: Л.Н. Королева

Рецензенты:

О.С. Андреева, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.Ф. Пожидаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Настоящее методическое пособие имеет целью раскрытие перспектив масштабного ресурса нетрадиционной в настоящее время региональной платформы профессионального роста педагогических кадров сферы образования – регионального инновационного кластера эффективных образовательных систем, развивающейся как эффективная практика организации непрерывного профессионального образования педагогических работников Ростовской области в контексте национального проекта «Образование».

Пособие может служить деятельностной поддержкой организатору творческой среды развития профессионального мастерства учителей, воспитателей, специалистов управления образованием, в том числе в условиях дополнительного профессионального образования, создающего методологию и практики «решения задач завтрашнего дня» современной российской школы.

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности процесса обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья»

Автор: Эпова Н.П.

Рецензенты:

Королева Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Пожидаева Т.Ф., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с дополнительной профессиональной программой повышения квалификации «Особенности процесса обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья» и предназначена для организации практической и самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации.

   

Система методической поддержки образовательных организаций в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Методическое пособие

Автор: Эпова Н.П.

Рецензенты:

В.И. Гончарова, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.

В методическом пособии раскрываются вопросы организации системы многоуровневой методической работы по сопровождению инновационных процессов в образовательных организациях, связанных с реализацией задач государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Представлен обзор региональных практик научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических работников, в том числе и в Ростовской области. Это реализация проекта «Формирование регионального инновационного кластера эффективных образовательных систем» и научно-методическое сопровождение мероприятия «Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка».

 

Нормативные и социально-педагогические механизмы продвижения русского языка в ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 

Методическое пособие 

Автор: Эпова Н.П.

Рецензенты:

Ратке И.Р., кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Масалова С.И., доктор философских наук, доцент, профессор кафедры педагогики ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.

В методическом пособии раскрываются вопросы организации деятельности федеральной стажировочной площадки на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО по развитию кадрового потенциала педагогических работников по вопросам изучения русского языка в рамках реализации задач государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Автор пособия представил нормативно-правовые и содержательно-методические основы деятельности федеральной стажировочной площадки по сохранению и продвижению русского языка, охарактеризовал полученные результаты, группы эффектов и социально-педагогические механизмы продвижения русского языка и совершенствования методического потенциала педагогических работников.

Индивидуальный план профессионального развития участника курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Авторы: Королёва Л.Н., Копытина М.Г., Эпова Н.П.

Рецензенты:

Гончарова В.И., проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Пожидаева Т.Ф., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

   

Индивидуальный план профессионального развития участника курсов повышения квалификации по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации

 «Развитие образования» 

Авторы: Королёва Л.Н., Эпова Н.П.,

Рецензенты:

Копытина М.Г., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Андреева О.С., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

   

Индивидуальный план профессионального развития участника курсов повышения квалификации по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в инклюзивной образовательной среде

Авторы: Королёва Л.Н., Эпова Н.П.

Рецензенты:

Алимова Е.Е.,кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Ратке И.Р., кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Кафедра методики воспитательной работы

Модель развития профессиональных педагогических компетенций учителя русского языка, работающего с одаренными детьми

Методическое пособие

Автор: Чепкова О.Н.

Рецензенты:

О.С. Андреева, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

И.Н. Кириленко, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В методическом пособии представлен опыт апробации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Образование и социализация талантливых и одаренных детей», в том числе в совместной деятельности кафедры методики воспитательной работы и кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.

В пособии дан подробный анализ общекультурных, общепедагогических и профессионально-педагогических компетенций, необходимых для работы с одаренными детьми. Разработана модель развития профессионально-педагогических компетенций педагога, работающего с одаренными детьми. Определена специфика развития профессионально-педагогических компетенций учителя русского языка, работающего с одаренными детьми, в системе повышения квалификации. Сделан акцент на гармоничном сочетании общекультурных, общепедагогических и профессионально-педагогических компетенций для достижения качества педагогической деятельности, сопровождения процессов самоорганизации и обеспечения мотивационной и методической готовности педагога к работе с молодыми талантами.

Пособие предназначено для специалистов региональной системы образования в сфере педагогики одаренности, методистов образовательных организаций, слушателей курсов повышения квалификации, педагогов по работе с одаренными детьми.

Семья как основа формирования самоидентичности гражданина России в пространстве русского языка как государственного языка Российской Федерации

Методическое пособие

Автор: Есаян Т.С.

Рецензенты:

Королева Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Рябченко А.М., кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики воспитательной работы ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В данном методическом пособии рассматриваются научно-методические и социально-культурные обоснования организации становления гражданской идентичности детей и подростков в процессе педагогически целенаправленного взаимодействия с семьями обучающихся в контексте современных тенденций развития российского образования.

Представленные материалы позволят специалистам ориентироваться в многообразии вариантов разрешения рассмотренных проблем.

Пособие адресовано разработчикам содержания воспитания в системе общего и дополнительного образования, в частности, семейного воспитания, и его поддержки во взаимодействии с образовательным учреждением. Материалы пособия будут способствовать более эффективному развитию практики современного воспитания в свете современных тенденций развития национального образования.

Библиотека

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность педагога-библиотекаря по всестороннему применению, распространению и продвижению русского языка»

Автор: М.М.Небоженко

Рецензенты:

Т.Н.Щербакова, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.Г.Осадченко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Цифровые продукты и электронные сервисы библиотек как эффективная платформа продвижения и поддержки  детского и юношеского чтения в регионе 

Методическое пособие

Автор-составитель: М.М. Небоженко

Рецензенты:

В.И. Гончарова, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.И. Павлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что литературные произведения являются наиболее плодотворными средствами обучения языку. Библиотеки как главные хранители литературных книг создают многочисленные ресурсы, посвященные книгам и предназначенные для удаленных пользователей. Поэтому, с нашей точки зрения, формирование эффективной языковой среды образовательной организации, необходимой для обеспечения качества построения образовательного процесса при обучении русскому языку и литературе, невозможно без использования ресурсов российских библиотек. Особенно актуально это в условиях поликультурного пространства.

Одним из приоритетных направлений деятельности библиотек является работа по продвижению чтения художественной литературы. Библиотеки и литературные музеи создают собственные интернет-продукты: «Литературные карты», виртуальные выставки, программы и конкурсы.

В методическом пособии дан обзор цифровых продуктов и электронных сервисов ведущих библиотек России, способных стать эффективным ресурсом информационной поддержки для учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов и педагогов-библиотекарей. Описанные ресурсы посвящены вопросам русского языка, литературы, литературного творчества и могут оказать помощь в деле продвижения и поддержки детского и юношеского чтения.

Индивидуальный план профессионального развития педагога-библиотекаря, участника курсов повышения квалификации по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Автор: М.М.Небоженко

Рецензенты:

Т.Н.Щербакова, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.Г.Осадченко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО


Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность педагога-библиотекаря по всестороннему применению, распространению и продвижению русского языка»

Автор-составитель: М.М.Небоженко

Рецензенты:

Т.Н.Щербакова, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.Г.Осадченко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО




МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

«Практические советы учителю» № 10, 2019 г.

Номер подготовлен кафедрой филологии и искусства и кафедрой начального образования.

Номер журнала есть яркое подтверждение опыта учителей-словесников Ростовской области, увлечённых упорным трудом, стремлением сохранить русский язык – нашу надежду и духовную опору, наше национальное богатство, тем самым возрождая будущее России.

В номере представлены следующие рубрики:

  • Метапредметность как доминанта школьного лингвистического образования;

  • Формирование языковых компетенций младших школьников.


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

«Региональная школа управления». Спецвыпуск, 2019 г.

«Русский язык и чтение. Лучшие практики поддержки и продвижения чтения: региональный аспект»

Номер подготовлен:

 М.М. Небоженко, заведующим библиотекой ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО; Л.Г. Ткаченко, директором Редакционно-издательского центра ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.

В номере представлен опыт работы педагогов-библиотекарей, учителей русского языка и литературы, начальных классов.

Рубрики номера:

  • Школьная библиотека ˗ центр продвижения, поддержки и развития чтения.

  • Инновационные педагогические технологии.

  • Методическая копилка.

 

Отдел учебно-методической работы 

Учитель Дона в пространстве творчества 

Сборник творческих  очерков 

Составители: А. А. Попова, Т. А. Мирошниченко

Рецензенты:

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.Ф. Пожидаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В сборнике творческих педагогических идей «Учитель Дона в пространстве творчества» представлены сценарии внеклассных мероприятий, классных часов, спектаклей, авторские стихи, статьи, которые способствуют разработке и апробации механизмов развития филологического образования.

Современный подход и новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы, отраженные в материалах сборника, окажут помощь педагогам и специалистам в организации внеурочной деятельности в контексте культурологического подхода к обучению русскому языку, в реализации основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся.

Авторские мастерские учителей Дона 

Информационно-методический сборник

Составители: А.А. Попова, Т.А. Мирошниченко

Рецензенты:

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.Ф. Пожидаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Данный методический сборник позволит педагогам познакомиться с педагогическими практиками учителей начальных классов, учителей русского языка и литературы Ростовской области.  

В издании собраны лучшие материалы участников, лауреатов и победителей конкурса профессионального мастерства: разработки моделей уроков; методические семинары; презентации мастер-классов; эссе на предложенную тему.

Выявление эффективных практик, обобщение опыта работы инновационной деятельности по преподаванию русского языка и литературы в Ростовской области – всё это направлено на популяризацию русского языка как языка межнационального общения.

Центр методической поддержки внедрения информационных технологий 

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации учителей начальных классов «Использование потенциала информационно-сервисных платформ для организации эффективного обучения русскому языку в начальной школе»

Авторы-составители: Ю.П.Бахмет, Е.И.Кирюшкина, А.Б.Эртель

Рецензенты:

Гончарова В.И., проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Пожидаева Т.Ф., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

 



Совершенствование компетенций учителей русского языка в области современных технологий онлайн-обучения

Учебно-методическое пособие

Авторы-составители: Ю.П. Бахмет, Е.И. Кирюшкина, А.Б. Эртель

Рецензенты:

Гончарова В.И., проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Ратке И.Р., кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных технологий и применения наиболее результативных методик. Это значит, что задачи современных учителей в практической деятельности связаны не только с пересмотром ранее изученных фактов, понятий и закономерностей, обусловленных развитием науки. В этом ключе современная цифровая образовательная среда является одним из действенных инструментов подготовки и переподготовки квалифицированных кадров.

Онлайн-контент помогает не одномоментно получать большое количество материала, а тезисно и концентрированно, на протяжении всего процесса обучения. Таким образом, благодаря онлайн-технологиям обучающимся предоставляется возможность эффективно распоряжаться своим временем и самостоятельно управлять своей образовательной траекторией.

Данное учебно-методическое пособие создано для совершенствования компетенций учителей русского языка в области использования современных технологий онлайн-обучения, расширения профессиональных инструментов организации эффективного освоения образовательных программ по русскому языку в контексте требования ФГОС.

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Использование потенциала информационно-сервисных платформ для организации эффективного обучения русскому языку»

Авторы-составители: Ю.П.Бахмет, Е.И.Кирюшкина, А.Б.Эртель

Рецензенты:

Гончарова В.И., проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Андреева О.С., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

 

 

 

 ПРОГРАММЫ