Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

03 августа 2019 года в Чеченском институте повышения квалификации педагогических работников (г. Грозный) в ходе реализации мероприятия «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» завершились курсы повышения квалификации двух групп учителей начальных классов, русского языка и литературы (группы 401 и 402, 50 педагогов) по дополнительной профессиональной программе «Особенности процесса обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья».

Обращение к вопросам организации обучения детей с ОВЗ продиктовано усиливающейся тенденцией диверсификации контингента обучающихся в российской школе, требованиями к профессиональным компетенциям современного учителя, связанных с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.

Цель курсовых мероприятий: развитие профессиональных компетенций учителей в вопросах обеспечения доступного и качественного обучения русскому языку обучающихся с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

Процесс обучения включал два этапа: дистанционное обучение с 22 июля по 27 июля 2019 года; очное обучение с 29 июля по 03 августа 2019 года.

Содержание курсовых мероприятий было направлено на развитие профессиональных компетенций педагогов в области:

- освоения знаний основных образовательных потребностей детей с ОВЗ;

- основных принципов деятельностного подхода к обучению детей с ОВЗ, включению их в образовательный процесс;

- проектирования рабочей программы с учетом необходимости достижения планируемых результатов обучения русскому языку детей с нарушениями в развитии;

- проектирования инклюзивной образовательной среды учебного занятия, модификации методических моделей, методик, технологий и приемов для обучения детей с ОВЗ;

- использования специальных подходов к обучению детей с особыми образовательным потребностями в целях включения в образовательный процесс;

- применения психолого-педагогических технологий, в том числе инклюзивных, необходимых для адресной работы с детьми с особыми образовательными потребностями и др.

Дистанционный модуль предоставил возможности для изучения педагогами требований государственной политики Российской Федерации в области школьного филологического образования и обеспечения доступного и качественного образования детей с ОВЗ; психолого-педагогических основ обучения русскому языку в условиях ФГОС общего образования и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ; педагогических технологий обучения русскому языку детей с ОВЗ в условиях массовой школы.

В реализации очного модуля принимали участие: начальник отдела научно-методической работы, доцент кафедры управления образованием ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат психологических наук, доцент Надежда Павловна Эпова; доцент кафедры начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат педагогических наук Светлана Ивановна Беловицкая; методист кафедры психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО Анна Владимировна Кичак; директор Ростовской специальной школы-интерната №42 г. Ростов-на-Дону Алла Владимировна Дорохина.

В ходе курсовых мероприятий педагоги имели возможность оценить собственную профессиональную готовность к организации процесса обучения детей с ОВЗ (предметные; методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции); осуществили проектирование индивидуального плана профессионального развития (ИППР), определили дальнейшие организационно-содержательные действия в послекурсовой период.

Индивидуальные и групповые консультации, решение конкретных педагогических ситуаций, работа с индивидуальным планом профессионального развития педагога, проектирование траектории профессионального совершенствования компетенций, обеспечивающих эффективную деятельность по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс, позволили обеспечить «прирост» профессиональных компетенций слушателей.

Итоговое анкетирование продемонстрировало высокую степень удовлетворенности педагогов содержанием дополнительной профессиональной программы «Особенности процесса обучения русскому языку детей с ОВЗ», глубокое понимание педагогами основного содержания курсов, ценностных и технологических аспектов программы.

Эпова Надежда Павловна, начальник отдела НМР, доцент кафедры управления образованием ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, кандидат психологических наук, доцент, куратор группы


Возврат к списку