Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственная программа Российской Федерации

«Развитие образования»

Кафедра начального образования

Формирование знаково-символической компетенции ребёнка-билингва средствами графического моделирования на уроках литературного чтения в начальной школе

Методические рекомендации

Автор: Казакова Р.А.

Рецензенты:

Т.Ф. Пожидаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

В.П. Шульгина, методист отдела дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, Заслуженный учитель Российской Федерации

Формирование знаково-символической компетенции ребёнка-билингва средствами графического моделирования на уроках литературного чтения в начальной школе [Текст]: методические рекомендации / Р.А. Казакова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 100 с.

Формирование регулятивных компетенций младших школьников в процессе обучения русскому языку

Учебно-методическое пособие

Автор: Злобина А.Т.

Рецензенты:

Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

А.Х.Сундукова, кандидат философских наук, декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Формирование регулятивных компетенций младших школьников в процессе обучения русскому языку [Текст]: учебно-методическое пособие / А.Т. Злобина. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 88 с.

В предлагаемом учебно-методическом пособии даются методологические подходы, педагогические приемы и методы, применение которых способствует формированию у обучающихся начальной школы регулятивных умений как важного условия овладения младшими школьниками русским языком.

Пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации, учителей начальных классов, психологов, руководителей образовательных учреждений, специалистов и методистов отделов образования.

Словарная работа как инструмент развития орфографической грамотности младших школьников

Методические рекомендации

Автор-составитель: Пожидаева Т.Ф.

Рецензенты:

Т.И. Павлова, кандидат педагогических наук, доцент, ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

В.П. Шульгина, методист отдела дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, заслуженный учитель Российской Федерации

Словарная работа как инструмент развития орфографической грамотности младших школьников [Текст]: методические рекомендации/авт.-сост. Т.Ф. Пожидаева. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 108 с.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка в начальной школе особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности. От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. В данном пособии представлены приемы работы по усвоению слов с непроверяемым написанием, способствующие прочному запоминанию правильного написания.

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Обеспечение эффективности и доступности системы обучения русскому языку в поликультурной образовательной среде начального общего образования»

Авторы-составители:

Беловицкая С.И., Злобина А.Т., Казакова Р.А., Пожидаева Т.Ф.,

Пономарёва И.П., Посошенко Е.В., Сундукова А.Х., Сухаревская Е.Ю.

Рецензент:

А.Х. Сундукова, кандидат философских наук, декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Обеспечение эффективности и доступности системы обучения русскому языку в поликультурной образовательной среде начального общего образования» [текст] /авт.-сост.: С.И. Беловицкая, А.Т. Злобина, Р.А. Казакова, Т.Ф. Пожидаева, И.П. Пономарёва, Е.В. Посошенко, А.Х. Сундукова, Е.Ю. Сухаревская. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ  ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 56 с.

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с модулями 3 и 5 дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Обеспечение эффективности и доступности системы обучения русскому языку в поликультурной образовательной среде начального общего образования» и предназначена для организации самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации.

Формирование познавательных учебных действий ребёнка-билингва по русскому языку посредством интеграции предметного содержания начального образования

Методическое пособие

Автор: Сухаревская Е.Ю.

Рецензенты:

Т.Ф. Пожидаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.Г. Осадченко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Формирование познавательных учебных действий ребёнка-билингва по русскому языку посредством интеграции предметного содержания начального образования [Текст]: методическое пособие /Е.Ю. Сухаревская. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 76 с.

Педагогический подход к решению проблемы формирования, развития и активизации познавательного интереса к русскому языку в начальной школе состоит в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям русского языка.

В этом поиске инновационных методов и технологий обучения поможет данное пособие, в котором раскрываются особенности формирования познавательных учебных действий на основе технологий интегрированного обучения русскому языку в начальной школе.

Представленный материал может быть полезен учителям начальных классов, как опытным педагогам, так и молодым специалистам, методистам и преподавателям педагогических колледжей и институтов, институтов повышения квалификации.

Инновационные педагогические практики эффективного обучения русскому языку младших школьников

Сборник

Авторы-составители: С.И. Беловицкая, А.Т. Злобина, Р.А. Казакова, Т.Ф. Пожидаева, И.П. Пономарева, Е.В. Посошенко, Е.Ю.Сухаревская.

Рецензенты:

А.Х. Сундукова, кандидат философских наук, декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

В.П. Шульгина, заслуженный учитель Российской Федерации, методист отдела дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Инновационные педагогические практики эффективного обучения русскому языку младших школьников [Текст] /авт.-сост. С.И. Беловицкая, А.Т. Злобина, Р.А. Казакова, Т.Ф. Пожидаева, И.П. Пономарева, Е.В. Посошенко, Е.Ю.Сухаревская. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 116 с.

В сборник включены материалы лучших инновационных практик учителей Ростовской области. Статьи отражают круг наиболее актуальных проблем обучения младших школьников русскому языку.

Издание адресовано учителям начальных классов и студентам высших учебных педагогических заведе­ний, а также читателям, интересующимся проблемами методики, психологии и педагогики начальной школы.

Модель создания образовательной билингвальной среды эффективного усвоения русского  языка в системе начального образования школы, демонстрирующей низкие образовательные результаты

Методическое пособие

Авторы: А.Т. Злобина, Л.Н. Королева

Рецензенты:

В.И.Гончарова, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.Ф.Пожидаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Модель создания образовательной билингвальной среды эффективного усвоения русского  языка в системе начального образования школы, демонстрирующей низкие образовательные результаты [Текст]: методическое пособие / А.Т. Злобина, Л.Н. Королева. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. –   96  с.

В предлагаемом методическом пособии представлены модель создания образовательной билингвальной среды эффективного усвоения русского языка в системе начального образования школы и практика её реализации посредством оптимального   использования  всех имеющихся возможностей, ресурсов и технологий, а также взаимодействия субъектов образовательного пространства школы.

Цель методического пособия – оказать помощь образовательному сообществу  в решении проблем успешного обучения русскому языку младшего школьника-билингва в соответствии с требованиями ФГОС НОО, а также  государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в направлении подпрограммы «Развитие и распространение  русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога».

Методическое пособие предназначено для управленческого персонала общеобразовательных учреждений, учителей начальной школы, педагогов-психологов, педагогической и родительской общественности, проявляющих интерес к организации процесса эффективного усвоения русского языка в начальной школе, изучаемого как родного и как неродного

Экскурсия как механизм повышения мотивации изучения русского языка в начальной школе

Методическое пособие

Автор: Посошенко Е. В.

Рецензенты:

А.Х. Сундукова, кандидат философских наук, декан факультета дошкольного и начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.В. Корчаловская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Экскурсия как механизм повышения мотивации изучения русского языка в начальной школе [Текст]: методическое пособие / Е.В. Посошенко. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 120 с.

Вашему вниманию предлагается пособие, направленное на повышение мотивации обучающихся начальной школы к изучению русского языка в процессе проведения и подготовки разнообразных видов экскурсий. В пособии представлена история формирования экскурсий, как одной из форм учебной и внеклассной работы, даны примеры разнообразных экскурсий, их возможная тематика и направления.

Данное пособие предназначено учителям начальной школы, классным руководителям и родителям, желающим повысить мотивацию ученика начальной школы при обучении русскому языку.

Отдел научно-методической  работы

Индивидуальный план профессионального развития участника курсов повышения квалификации по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

Авторы: Королёва Л.Н., Эпова Н.П.

Рецензент:

Т.Ф. Пожидаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Индивидуальный план профессионального развития участника курсов повышения квалификации по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [текст]: /Л.Н. Королёва, Н.П. Эпова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 32 с.

Среда профессионального развития учителя российской школы, «устремлённой в будущее»: стратегии, практики, перспективы

Методическое пособие

Авторы: Л.Н. Королёва, Т.А. Безматерных, В.А. Протопопова

Рецензенты:

О.Г. Тринитатская, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образованием ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.Ф. Пожидаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО  

Среда профессионального развития учителя российской школы, «устремлённой в будущее»: стратегии, практики, перспективы [Текст] : методическое пособие / Л.Н. Королёва, Т.А. Безматерных, В.А. Протопопова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 168 с. 

В представленном методическом пособии систематизированы современные технологии, средства и методы практической реализации актуальных задач образования в контексте национальной системы учительского роста (НСУР). Авторами проанализирована методология средового подхода как доминантного ресурса модернизации системы дополнительного профессионального образования в контексте НСУР; обоснованы современные механизмы организации продуктивной среды профессионального роста педагога; представлено системное обобщение потенциалов инновационной профессиональной среды для становления молодого учителя.

Издание адресовано широкому кругу педагогических работников: организаторам образовательных систем общего и дополнительного профессионального образования, методистам центров профессиональной поддержки и развития педагогических и управленческих кадров, представителям руководящего состава образовательных организаций, педагогам-наставникам, учителям и другим специалистам сферы образования, стремящимся к реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российский Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года № 204.

Модель развития профессионального ресурса учителей, обучающих русскому языку в условиях школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты

Методическое пособие

Автор: Л.Н.Королева

Рецензент:

В.И.Гончарова, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Модель развития профессионального ресурса учителей, обучающих русскому языку в условиях школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты [Текст] : методическое пособие / Л.Н. Королева. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 16 с.

Модель организации среды профессионального роста педагогов, обучающих русскому языку детей с ОВЗ в современной системе инклюзивного образования

Методическое пособие

Автор: Эпова Н.П.

Рецензенты:

О.Г. Тринитатская, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образованием ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Л.Н. Королева, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Модель организации среды профессионального роста педагогов, обучающих русскому языку детей с ОВЗ в современной системе инклюзивного образования [Текст]: /Н.П. Эпова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 108 с.

В методическом пособии раскрываются современные подходы к проектированию среды профессионального роста педагогов, обучающих русскому языку детей с ОВЗ в условиях массовой школы, обоснованы принципы проектирования среды и условия ее создания. Автором пособия представлена многоуровневая модель организации среды профессионального роста педагогов инклюзивного образования, включающая региональный, муниципальный и школьный уровни. Особое внимание уделено внутришкольному методическому уровню модели, внутрикорпоративной системе профессионального роста и проектированию индивидуального плана профессионального развития педагога.

Пособие адресовано руководителям образовательных организаций, заместителям директора, методистам и координаторам инклюзивного образования, учителям начальных классов, русского языка и литературы, обучающих детей с ОВЗ в системе общего образования, слушателям курсов повышения квалификации по проблемам профессионального развития педагога.

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности процесса обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья»

Автор: Эпова Н.П.

Рецензенты:

Л.Н. Королева, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.Ф. Пожидаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности процесса обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья» [Текст] /Н.П. Эпова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 64 с.

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с дополнительной профессиональной программой повышения квалификации «Особенности процесса обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья» и предназначена для организации практической и самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации.

Дневник к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности процесса обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья»

Автор-составитель: Эпова Н.П.

Рецензенты:

В.И.Гончарова, проректор по организационно-методической работе

ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО:

И.Р.Ратке, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой

филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

«Особенности процесса обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья»

Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

Автор: Эпова Н.П.

Рецензенты:

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

О.В. Фоменко, старший методист отдела учреждений социальной поддержки и специального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности процесса обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья» [Текст] /авт.: Н.П. Эпова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 112 с.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с учебным планом курсов повышения квалификации учителей начальных классов, русского языка и литературы, включенных в процессы образования детей с ОВЗ в системе общего образования. Рекомендации адресованы преподавателям системы повышения квалификации, организаторам курсовых мероприятий по проблемам обучения русскому языку детей с ОВЗ в модели инклюзивного образования.

Психолого-педагогические основы обучения русскому языку детей с ОВЗ в условиях ФГОС НОО

Учебное пособие

Автор: Н.П. Эпова

Рецензенты:

Л.Н. Королева, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Психолого-педагогические основы обучения русскому языку детей с ОВЗ в условиях ФГОС НОО [Текст]: учебное пособие /Н.П. Эпова. – Ростов  н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 128 с. 

В учебном пособии к дополнительной профессиональной программе «Особенности процесса обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья» раскрываются психолого-педагогические основы обучения русскому языку детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО. Рассматриваются предмет стандартизации и функции ФГОС, организационно-содержательные подходы к внедрению вариативного обучения детей с нарушениями в развитии, представлен методический обзор вариантов ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в аспекте предметной области «Русский язык и литература».

Автор пособия анализирует сущность феномена отклоняющегося развития, формы и методы обучения детей с ОВЗ, исследует особые образовательные потребности обучающихся разных вариантов развития при освоении русского языка, обращая особое внимание на познавательные возможности обучающихся и психические процессы, обеспечивающие усвоение учебного предмета «Русский язык». 

Пособие адресовано учителям начальных классов, русского языка и литературы, обучающих детей с ОВЗ в системе общего образования, организаторам инклюзивного образования, слушателям курсов повышения квалификации по проблеме  совместного обучения, студентам.  

Кафедра филологии и искусства

Дневник прохождения стажерской практики учителей русского языка и литературы «Инновационные практики обучения русскому языку и литературе в поликультурном пространстве»

Авторы-составители: Куприянова Л.В., Рыбникова В.Я.

Рецензенты:

Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.И. Павлова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации учителей  русского языка и литературы «Инновационные практики обучения русскому языку и литературе в поликультурном пространстве»

Авторы: Ратке И.Р.

Рецензенты:

Л.Н. Королёва, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.Ф. Пожидаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Методические рекомендации к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Инновационные практики обучения русскому языку и литературе в поликультурном пространстве» [Текст] /И.Р. Ратке. – Ростов  н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 64 с.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с учебным планом курсов повышения квалификации, рассчитанных на 72 часа (36 часов – с обучением в образовательной среде ИПК MOODLE, 36 часов – с обучением в очной форме). Материалы методических рекомендаций представляют собой ориентиры и направления для преподавателя системы повышения квалификации. Специалисты-филологи, организующие и проводящие курсы повышения квалификации, могут использовать материалы рекомендаций при подготовке лекций, практических занятий, семинаров, круглых столов и т.д.

Интегративная модель обучения русскому языку в условиях поликультурного образовательного пространства

Методическое пособие

Автор: О.С. Андреева

Рецензенты:

А.Т. Злобина, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.И. Павлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Интегративная модель обучения русскому языку в условиях поликультурного образовательного пространства [Текст]: методическое пособие / О.С. Андреева. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО ИПК и ППРО, 2018. – 24 с.

«Родной язык нам должен быть главною основою …».

Практика проведения вводных уроков по русскому

Методический сборник

Автор-составитель: Павлова Т.И.

Рецензенты:

О.С. Андреева, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.П. Эпова, кандидат психологических наук, начальник отдела научно-методической работы ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

«Родной язык нам должен быть главною основою …». Практика проведения вводных уроков по русскому [Текст]: методический сборник /авт.-сост. Т.И.Павлова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. ‒ 132 с.

Представленные в сборнике различные модели уроков, разработанные учителями-словесниками школ Ростовской области, станут ориентиром в решении практических задач в соответствии с основными положениями государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», ФГОС, Концепции преподавания русского языка и литературы. Издание окажет практическую помощь учителям, руководителям школ в системном подходе к моделированию вводных уроков по русскому языку, составлению конспектов уроков.

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Инновационные практики обучения русскому языку и литературе в поликультурном пространстве»

Авторы: Андреева О.С., Павлова Т.И.

Рецензенты:

Гончарова В.Н., проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Ратке И.Р., кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Рабочая тетрадь слушателя курсов к дополнительной профессиональной программе повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Инновационные практики обучения русскому языку и литературе в поликультурном пространстве» [текст] /авт.: О.С. Андреева, Т.И. Павлова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 84 с.

«Практические советы учителю» № 7 (7,0 п. л.)

Методический журнал

Сегодня русский язык как национальное богатство – это важное средство консолидации общества, укрепления единства и суверенитета страны, обеспечения государственной целостности России, объединяющее политическую, экономическую и культурную сферы жизни нашей страны.

В номере журнала представлен опыт работы учителей-словесников и учителей начальной школы Ростовской области, Чеченской Республики и Республики Дагестан, увлечённых упорным трудом, стремлением сохранить русский язык – нашу надежду и духовную опору, наше национальное богатство, тем самым возрождая будущее России.

Организация диалогового пространства на уроках русского языка и литературы как основа формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Учебно-методическое пособие

Авторы: Андреева О.С., Павлова Т.И

Рецензенты:

Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

В.Я. Рыбникова, заслуженный учитель школы РФ, старший методист отдела филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Организация диалогового пространства на уроках русского языка и литературы как основа формирования коммуникативной компетенции обучающихся [Текст]: учебно-методическое пособие /О.С. Андреева, Т.И. Павлова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 104 с.

Данное учебно-методическое пособие посвящено проблеме организации диалогового пространства на уроках русского языка и литературы в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся, что соответствует стратегии модернизации современного филологического образования в условиях реализации подпрограммы «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», ФГОС основного общего образования, введения профессионального стандарта «Педагог». В пособии рассматриваются стратегии организации диалогового пространства на уроках русского языка и литературы на основе теории диалогизма М.М. Бахтина, диалога культур В.С.Библера, речевой деятельности В.С. Выготского. В работе систематизированы эффективные методические приемы, способствующие развитию всех видов речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо), и описаны способы информационной переработки текста, направленные на развитие предметных, метапредметных навыков учащихся. Особое внимание уделяется вопросам формирования коммуникативной личности в контексте подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации. Приводятся смыслообразующие стратегии работы с публицистическим и художественным текстом, развивающие аналитические и интерпретационные навыки школьников, описаны технологии пересказа, определения проблемного, идейного поля текста, написания комментария, определяющие диалоговое пространство урока. Данное пособие отличается разнообразной и разноуровневой системой практических заданий.

Работа адресована преподавателям системы дополнительного профессионального образования и высшей школы, методистам, учителям, студентам педагогических вузов и колледжей, руководителям образовательных учреждений.

Методика обучения написанию сочинения по литературе

Учебно-методическое пособие

Автор-составитель: Рыбникова В.Я.

Рецензенты:

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.Н. Щербакова, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Методика обучения написанию сочинения по литературе [Текст]: учебно-методическое пособие/ авт.-сост. В.Я. Рыбникова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 144 с.

В данном учебно-методическом пособии представлен опыт работы учителей русского языка и литературы по обучению школьников написанию сочинения на литературную тему в контексте реализации основных направлений ФГОС, в подготовке школьников к сочинению по литературе как на ОГЭ, так и на ЕГЭ, по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации в системно-деятельностном подходе.

В центре внимания пособия – определить и раскрыть содержание той работы учителя, которая направлена на обучение написанию сочинения на литературную тему: организация глубокого понимания произведения во взаимосвязи его формы и содержания, без чего невозможно правильно раскрыть тему сочинения, связанную с конкретным произведением; в известных типах тем сочинений по содержанию познакомить с имеющимися алгоритмами раскрытия темы сочинения определённого типа; на конкретных примерах показать обязательную неразрывную связь с первого урока изучения произведения с подготовкой школьников к сочинению о проблемах, которые поднимает и по-своему решает автор произведения, с поиском аналогичной темы и проблемы у других авторов, с обязательным выражением в сочинении собственной точки зрения в решении поднятых автором проблем. В данное пособие включены образцы сочинений различных типов и тем с готовым анализом и оценкой, а также сочинения для самостоятельного анализа и оценки, подходы для создания собственного текста, требования для использования понятийного материала, правила цитирования в сочинении.

Надеемся, что в пособии учитель найдёт для себя интересующий его материал, методическую организационную помощь в подготовке школьников к творческой письменной работе по литературе, к устранению недочётов в работах школьников, к достижению эффективных результатов в процессе преподавания литературы в школе.

Кафедра управления образованием

Стратегия управления профессиональным ростом учителя в региональном образовательном пространстве

Учебное пособие

Авторы: Тринитатская: О.Г., Безматерных Т.А.

Рецензенты:

Л.Н. Королева, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

В.И. Гончарова, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Стратегия управления профессиональным ростом учителя в региональном образовательном пространстве [Текст]: учебное пособие / О.Г. Тринитатская, Т.А. Безматерных. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 272 с.

Центр модернизации образования

Русский язык: формирование личностных результатов обучающихся на основе современных УМК

Методическое пособие

Авторы: Н.Б. Иванова, О.В. Печкурова

Рецензенты:

В.И. Гончарова, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.И. Павлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Русский язык: формирование личностных результатов обучающихся на основе современных УМК [Текст]: методическое пособие /Н.Б. Иванова, О.В. Печкурова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. ‒ 128 с.

 Методическое пособие включает элементы исследования и анализа учебников русского языка для 4, 5, 6 классов с позиции содержания учебных текстов, обеспечивающих формирование ценностных ориентаций младших подростков. Выводы и обобщения, сделанные авторами пособия, основаны на требованиях ФГОС общего образования к планируемым личностным результатам школьников. В пособии представлена статистика о наличии в учебниках текстов разной направленности личностного развития учащихся, предложены материалы сравнительного анализа учебных материалов в контексте достижения личностных результатов, рассмотрены принципы построения учебной информации авторами разных учебников. Сопутствующим блоком проведенного анализа является система мониторинга личностных результатов учащихся. В этом блоке даны диагностический инструментарий и фрагменты анализа региональной практики мониторинговых исследований.

Библиотека

Интернет-проекты Российских библиотек как эффективный ресурс обеспечения информационных потребностей учителей русского языка и литературы

Методическое пособие

Автор-составитель: М.М. Небоженко

Рецензенты:

В.И. Гончарова, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

О.С. Андреева, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Интернет-проекты Российских библиотек как эффективный ресурс обеспечения информационных потребностей учителей русского языка и литературы [Текст] : методическое пособие / авт.-сост.: М.М. Небоженко. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 88 с.

В методическом пособии представлен обзор интернет-ресурсов, созданных ведущими российскими библиотеками и посвященных событиям, связанным с русской литературой, и литературному творчеству.

Издание предназначено для учителей русского языка и литературы.

Кафедра психологии

Сборник диагностических материалов по выявлению уровня коммуникативной компетентности педагогов в поликультурном образовательном пространстве

Учебно-методическое пособие

Авторы-составители: Т.Н. Щербакова, Е.Е. Алимова, Д.О. Алимова, А.В. Кичак

Рецензенты:

А.К. Белоусова, доктор психологических наук, профессор;

В.И. Гончарова, проректор по организационно-методической работе
ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Сборник диагностических материалов по выявлению уровня коммуникативной компетентности педагогов в поликультурном образовательном пространстве [Текст] : учебно-методическое пособие / Т.Н. Щербакова, Е.Е. Алимова, Д.О. Алимова, А.В. Кичак; под общ. ред. С.Ф. Хлебуновой. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 120 с.

Учебно-методическое пособие посвящено актуальным вопросам диагностики коммуникативной компетентности педагогов в поликультурном образовательном пространстве. В данном пособии представлены различные методики, позволяющие оценить разные составляющие коммуникативной компетентности педагога.

Предназначено для руководителей образовательных учреждений, практикующих психологов, педагогов и всех интересующихся развитием коммуникативной компетентности в поликультурном образовательном пространстве.

Педагог как субъект профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде

Монография

Авторы-составители: Т.Н. Щербакова, С.Ф. Хлебунова 

Рецензенты:

И.В. Абакумова, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор;

Г.П. Звездина, кандидат психологических наук, доцент 

Педагог как субъект профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде [Текст]: монография / Т.Н. Щербакова, С.Ф. Хлебунова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 316 с.

Монографическое исследование посвящено актуальным вопросам профессиональной деятельности педагогов в поликультурной образовательной среде.

Предназначено для руководителей образовательных учреждений, практикующих психологов, педагогов и всех, интересующихся развитием профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве.

Развитие коммуникативной компетентности обучающихся в поликультурной образовательной среде (программы тренингов для разных возрастных групп обучающихся)

Учебно-методическое пособие

Авторы-составители: Т.Н. Щербакова, А.В. Кичак 

Рецензенты:

Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Н.Г. Осадченко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой
общественных дисциплин ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Развитие коммуникативной компетентности обучающихся в поликультурной образовательной среде (программы тренингов для разных возрастных групп обучающихся) [Текст] : учебно-методическое пособие / Т.Н. Щербакова, А.В. Кичак; под общ. ред. С.Ф. Хлебуновой. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 96 с.

Учебно-методическое пособие посвящено развитию коммуникативной компетентности обучающихся в поликультурной образовательной среде в ходе тренингов. В данном пособии представлены упражнения, предназначенные для различных возрастных групп обучающихся.

Учебно-методическое пособие представляет интерес для тренеров-психологов, практикующих психологов, педагогов и всех интересующихся развитием коммуникативной компетентности в поликультурном образовательном пространстве.

Психологические технологии повышения эффективности деятельности учителя русского языка и литературы в поликультурной образовательной среде

Учебное пособие

Автор: Т.Н. Щербакова

Рецензенты:

А.К. Белоусова, доктор психологических наук, профессор;

Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

 

Психологические технологии повышения эффективности деятельности учителя русского языка и литературы в поликультурной образовательной среде [Текст] : учебное пособие / Т.Н. Щербакова; науч. ред. С.Ф. Хлебунова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 192 с.

Учебное пособие посвящено актуальным вопросам развития коммуникативной компетентности педагогов в поликультурном образовательном пространстве и является логическим продолжением предыдущего, посвященного этой же теме. В данном пособии представлены различные методики, позволяющие оценить разные составляющие коммуникативной компетентности педагога.

Предназначено для руководителей образовательных учреждений, практикующих психологов, педагогов и всех, интересующихся развитием коммуникативной компетентности в поликультурном образовательном пространстве. 

Психолого-педагогические компетенции учителей русского языка: диагностика и развитие

Методические рекомендации по реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации 

Авторы: Щербакова Т.Н., Алимова Е.Е., Кичак А.В., Алимова Д.О.

Отдел учебно-методической и организационной работы 

Творческие мастерские лучших учителей Дона

(учителя начальных классов, русского языка и литературы)

Методический сборник

Авторы-составители: А.А.Куприянова, Т.А.Мирошниченко

Рецензенты:

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

Т.Ф. Пожидаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой начального образования ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Творческие мастерские лучших учителей Дона (учителя начальных классов, русского языка и литературы) [Текст]: методический сборник / сост.: А.А. Попова, Т.А. Мирошниченко. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 152 с. 

Данный методический сборник позволит педагогам познакомиться с лучшими практиками учителей начальных классов, учителей-словесников из Ростовской области. На страницах сборника своим опытом делятся участники конкурса «Учитель года Дона − 2018», победители конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Ростовской области в 2018 году. В сборнике вы найдёте разработки уроков и мастер-классы, эссе и методические семинары. Особое внимание уделяется изучению эпистолярного жанра, функциональных стилей речи, а также творчеству писателей Донского края. Выявление эффективных практик, обобщение опыта работы инновационной деятельности по преподаванию русского языка и литературы в Ростовской области – всё это направлено на популяризацию русского языка как языка межнационального общения.

Современный подход и новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы будут способствовать разработке и апробации механизмов развития филологического образования.

Центр методической поддержки внедрения ИТ в ОУ

Развитие ИКТ-компетентности учителя в условиях повышения квалификации (для учителей начальных классов и русского языка)

Учебно-методическое пособие

Авторы: Д.О. Алимова, Ю.П. Бахмет, Е.И. Кирюшкина, А.Б. Эртель

Рецензенты:

Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

В.И. Гончарова, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Развитие ИКТ-компетентности учителя в условиях повышения квалификации (для учителей начальных классов и русского языка) [Текст]: учебно-методическое пособие / Д.О. Алимова, Ю.П. Бахмет, Е.И. Кирюшкина, А.Б. Эртель. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 124 с. 

Содержание учебно-методического пособия отражает актуальные проблемы развития ИКТ-компетентности учителя с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта «Педагог».

Пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, специалистам муниципальных методических служб, учителям русского языка начального и общего образования, другим педагогическим работникам, заинтересованным в совершенствовании собственной профессиональной компетентности в области использования информационных технологий в организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся. 

Сетевое образовательное взаимодействие как условие профессионального роста учителей русского языка 

Учебное пособие 

Автор: Эртель А.Б.

Рецензенты:

Е.Е. Алимова, кандидат психологических наук, проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РОРИПК и ППРО;

В.И. Гончарова, проректор по организационно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Сетевое образовательное взаимодействие как условие профессионального роста учителей русского языка [Текст]: учебное пособие /А.Б. Эртель. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 100 с.

В пособии дается характеристика актуальных направлений развития системы дополнительного профессионального образования, нацеленных на совершенствование профессионального мастерства и саморазвитие учителя, в том числе на основе возможностей современной информационно-образовательной среды. Проводится анализ использования термина «сетевое взаимодействие» на основе его репрезентации в современном научном дискурсе и педагогической практике. Описан опыт построения региональной информационно-образовательной среды на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, особенности педагогического сопровождения различных форм повышения квалификации учителей русского языка в условиях организации сетевого образовательного взаимодействия на её основе.

Пособие предназначено для учителей, методистов, специалистов системы дополнительного профессионального образования, работников образования, магистров и аспирантов системы высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».

Отдел организационно-методической работы

Формирование методической компетентности учителя русского языка в условиях сетевого сообщества

Методические рекомендации

Автор-составитель: В.И. Гончарова

Рецензенты:

Л.Н. Королева, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО;

И.Р. Ратке, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Формирование методической компетентности учителя русского языка в условиях сетевого сообщества [Текст] : методические рекомендации / сост. В.И. Гончарова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018. – 44 с.

Методические рекомендации посвящены методике реализации компетентностного подхода в сфере организации педагогической деятельности и формированию методической компетентности учителя русского языка в контексте складывающихся моделей национальной и региональной системы учительского роста. Особое внимание уделено вопросу самообразования и профессиональной деятельности учителей русского языка в рамках сетевого сообщества, созданного по инициативе специалистов института на сайте www.ripkro.ru .

В издании представлен опыт Ростовского института повышения квалификации и учителей русского языка по организации сетевого сообщества, овладения учителями и руководителями образовательных организаций инструментами диагностики собственных профессиональных (в том числе методических) затруднений в межкурсовой период, опыт образовательных организаций, разрабатывающих и применяющих в экспериментальном формате методику оценки уровня сформированности методической компетентности учителя русского языка.

Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных организаций общего образования, методических структур образовательных организаций, методических объединений учителей русского языка различного уровня (школьных, муниципальных, региональных), учителей русского языка.