Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

В рамках реализации мероприятия «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка» государственной программы «Развитие образования» кафедра и отдел филологии и искусства провели интернет-форум «Русский язык - основа национальной самоидентичности и язык международного диалога» (февраль-май).

В форуме активное участие приняли учителя русского языка школ области, руководители городских (районных) методических объединений учителей-словесников, сотрудники кафедры филологии и искусства, слушатели курсов повышения квалификации (2679 просмотров, 44 участника). Главными темами обсуждения стали «Технологии взаимосвязанного обучения родному, русскому и иностранным языкам в условиях формирования культурного и образовательного единства» (модератор Т.И. Павлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и искусства), «Дидактическая платформа формирования представлений о языке как средстве общения, приобщения к национальной культуре и духовным ценностям» (модератор И.Р. Ратке, заведующий кафедрой филологии и искусства, кандидат филологических наук).

Участники форума отметили, что сохранение, защита, развитие и продвижение русского языка как государственного языка России и языка межнационального общения в России и в мире входят в число главных задач политики нашей страны; русскому языку отводится особая роль в образовательной системе Российской Федерации.

Оживлённое обсуждение проблем и перспектив обучения русскому языку показало: особое положение русского языка как учебной дисциплины требует от учителя поиска новых технологий реализации культуроведческой компетенции. Участники форума назвали следующие аспекты: лингвокультурологическое направление исследований как основа современной методики обучения русскому языку, что отражено в нормативных документах, методических пособиях, УМК; работа с текстом и словом по обогащению фоновых знаний учащихся, связанных с русской и мировой историей, национально-культурными ценностями, значимыми именами и событиями; современные информационные ресурсы («Национальный корпус русского языка», «Грамота.ру» и Best-language).

Воспитание человека культуры - одна из задач современного образования. Богатство и освоение русского языка способствуют его активному вхождению в диалог с языками и культурами других народов, помогают сохранить и расширить многовековой опыт жизни народа. На форуме было высказано мнение о целесообразности составления банка учебных текстов с учётом специфики регионального компонента донского края, что будет способствовать межнациональному общению, формированию толерантной личности, способной к межкультурной коммуникации. Опора на сведения регионального характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, способствует повышению мотивации учения, эффективности обучения иностранным языкам. Большую роль в этом направлении, как отметили участники форума, играют метод  проектов, проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий в рамках предметных декад.

Формированию контекста русской культуры будут способствовать высказывания учёных, писателей о русском языке и русской культуре, формирующих такую ценностную ориентацию школьника, как отношение к родному языку; тексты с национально-культурным компонентом, содержащие сведения о русской культуре, о быте, традициях, обычаях русского народа; о духовных и материальных ценностях русского народа как национально-культурной общности; тексты  художественной литературы не только как материал для упражнений и грамматических разборов, но и как средство духовного и эстетического воспитания и обучения речевому общению учащихся.

На форуме поднимались вопросы метапредметной функции русского языка в формировании личности школьника в процессе обучения. От успешности в его изучении зависит не  только освоение других дисциплин, но и формирование умений ориентироваться в огромном потоке информации, адекватно её оценивать,  грамотно использовать, принимать обоснованные решения, ясно и чётко выражать собственные мысли. В связи с введением ФГОС работа учителя меняется: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ученик становится активным субъектом мотивированной учебной деятельности. По мнению участников форума, необходимо учащимся предлагать компетентностные задания, способствующие формированию у них универсальных учебных действий.

Участники форума затронули   вопросы развития поликультурного образования, которые обусловлены современными, историческими и социокультурными предпосылками, опираются на ряд традиций отечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии. Несомненно, что именно сегодня интерес к русскому языку должен стать осознанной необходимостью. Ведь это язык прессы, школы, язык общения. За свою историю он пережил много изменений, но во все времена он останется языком Пушкина и Достоевского, Толстого и Блока, а их язык должен быть понятен как русским школьникам, так и ребятам других национальностей, обучающимся в русских школах.

Проведение интернет-форума способствовало созданию условий для профессионального общения педагогов и обмена опытом в контексте поликультурного образования, воспитания и формирования качественных человеческих ресурсов. Форум показал, что в регионе заложен прочный фундамент для новых подходов к организации языкового образования,для его развития необходимо совершенствовать систему повышения квалификации работников образования на основе привлечения открытых ресурсов, например, портала «Образование на русском», вебинаров, проводимых издательствами «Российский учебник», «Русское слово», «Просвещение». Возможности и перспективы открытых ресурсов станут для учителей-словесников мотивацией к дальнейшему совершенствованию профессиональной культуры педагога по актуальным вопросам теории, практики и методики преподавания русского языка.