Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя: Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Система методической работы

Целевая комплексная программа развития методической работы в регионе на 2020 г.

(Утверждена протоколом РУМО от 21 февраля 2019 г. № 2)

Система методической работы в последние годы обновляет направления своей деятельности, вызванные изменениями в федеральной и региональной нормативно-правовой базе, содержании преподаваемых учебных предметов, внесением изменений во ФГОС начального общего и основного общего образования, появлением новых функциональных обязанностей у учителей в связи с утверждением профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и реализацией плана мероприятий, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 г. № 703  (План мероприятий «дорожная карта» по формированию и введению национальной системы учительского роста), Государственной программой Ростовской области «Развитие образования».

Для методической службы области стали значимыми задачи национального проекта «Образование» и региональных проектов, связанные с созданием условий для развития критического мышления педагогов и обучающихся, креативности, коммуникации и кооперации всех усилий в целях обеспечения качества образования и вхождения российского образования в десятку лучших образовательных систем мира.

Цель методической работы:

- оказание реальной, действенной методической помощи педагогу, с учетом результатов статистических данных и содержательных мониторингов, выявленных в курсовой и межкурсовой периоды и характеризующие его профессиональные дефициты,

- создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов, в том числе через аттестацию педагогов и руководителей образовательных учреждений,

- проектирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов, основанной на принципиально новых организационных и содержательных подходах к системе повышения квалификации педагогических работников и оценке уровня их компетенции, обеспечивающей качество образовательного процесса.

Главный результат методической работы в регионе - внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций, дополнительного образования детей и среднего специального образования до 2024 года.

Методическая работа это система мер, направленных на определение уровней предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетентности, ликвидацию недостающих знаний и навыков на основе диагностики, самообразования и условий, создаваемых на базе центров непрерывного повышения профессионального мастерства.

Центры оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, создаваемые в Ростовской области как структурные подразделения образовательных организаций, должны помочь учителю понять свои профессиональные дефициты и сформировать индивидуальный маршрут профессионального совершенствования.

Миссия методической работы: создание условий (кадровых, научно-методических и т.п.) для непрерывного развития профессионального мастерства педагогических и управленческих работников с целью обеспечения качества образования и достижений обучающихся.

В соответствии с миссией методическая служба основывается на следующих принципах:

- принцип научности – выстраивание системы методической службы в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической науки и с опорой на лучшие педагогические практики,

- принцип субъектности – активное участие педагогов и руководителей в инновационной образовательной деятельности на уровне образовательного учреждения, муниципалитета, региона,

- принцип дифференцированного подхода – учет индивидуальных особенностей каждой личности педагога и руководителя, его профессиональных дефицитов при планировании и организации методической работы в курсовой и межкурсовой периоды,

- принцип открытости – способность к распространению и обобщению собственной профессиональной педагогической и управленческой практик на разных образовательных уровнях; умение проводить саморефлексию и позитивно относиться к коллективной рефлексии,

- принцип коллективности – мотивированное участие в профессиональном педагогическом сообществе ( в том числе в сетевых сообществах),

- принцип школьной команды – участие всех педагогов одного образовательного учреждения как единого целого в решении задач обеспечения качества образования, создании новых сущностей в образовании,

- принцип преемственности, обеспечивающий механизм непрерывного развития методической работы и эффективность всех ее компонентов: целеполагания, ресурсов и условий обеспечения методического процесса, его содержания, организационных форм, контроля и диагностичности процесса и результатов, регулирования и коррекции.

Основополагающими подходами к организации и управлению методической работой является системный подход, предполагающий соблюдение единства цели, задач, средств, содержания, форм, методов методической работы и мониторинга ее результатов и эффективности.

Личностно-ориентированный подход предполагающий создание условий для творческого и профессионального роста и самоактуализации педагога с учетом его личностных особенностей, интересов, способностей и факторов мотивации и т.д.

Интегративный подход – интеграция сотрудничества общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования, с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования и т.д.

Компетентностный подход – деятельность осуществляется компетентным педагогическим коллективом (с учетом сформированных профессиональных компетенций у педагогов), учитывающим соответствие целеобразованию, логике и дозированию учебных предметов, различных видов профессионально-педагогической практики; диагностику результатов деятельности; проведение коррекционных мероприятий по результатам диагностики образовательной деятельности.

Субъектами методической деятельности в рамках курсов повышения квалификации являются педагог или коллектив педагогов (команда).

Направления методической работы:

- изучение профессиональных дефицитов руководителей и педагогов на муниципальном уровне, выбор форм взаимодействия с муниципальными методическими структурами, институтом повышения квалификации (в том числе выбор индивидуальных методических слуг, предлагаемых на платформе института) с целью преодоления имеющихся профессиональных дефицитов,

- курсовая подготовка руководителей муниципальных и школьных методических служб, школьных команд, тьюторов по актуальным стратегиям развития образования,

- обучающие семинары/вебинары для руководителей и педагогов,

- стажировки на базе муниципальных методических ресурсных центров, базовых образовательных учреждений, областных инновационных площадок,

- открытие постоянно-действующих консультационных линий для учителей в подразделениях института, например, по ссылке,

- распространение актуальной информации в информационном пространстве института (в том числе на сайте библиотеки) усилиями сотрудников библиотеки, организация информационного обслуживания образовательных учреждений области,

- ознакомление с публикациями, издаваемыми редакционно-издательским центром института,

- развитие профессиональной и личностной мотивации учителя через организацию работы с молодыми педагогами, вовлечение педагогов в профессиональные конкурсы и программы,

- создание информационного пространства общения педагогов на РостоВики,

- включение образовательных организаций в инновационную деятельность, включая профессионально-общественную экспертизу инновационных проектов образовательных организаций,

- обобщение передовых педагогических практик и их трансляция в массовую педагогическую практику, например, по ссылке.

Организационно-процессуальный блок включает

  • структуру методической помощи учителю в реализации его профессиональной деятельности с учетом его горизонтального и вертикального роста,
  • стратегию и тактику построения собственной профессиональной деятельности педагога,
  • различные формы трансляции педагогического мастерства и методической активности педагога.

Критерии оценки обеспеченности методической помощью (через различные структуры) педагога:

На региональном уровне:

  • диагностика профессиональных затруднений учителя в процессе курсовой подготовки,
  • в соответствии с выявленными дефицитами, внесение корректив в программы дополнительного профессионального образования,
  • планирование индивидуальной и групповой работы с педагогами по вопросу преодоления профессиональных дефицитов педагогов (консультации, вебинары/семинары, фестивали, выставки, сетевые сообщества и другие формы),
  • развитие мотивации педагога к участию в конкурсном движении, аттестации, других мероприятиях.

На муниципальном уровне:

наличие системы выявления профессиональных затруднений педагога (выявляются в процессе до -, после-курсовой подготовки, на уровне профессиональных запросов образовательной организации, анализ данных по итогам сдачи учащимися ГИА):

  • предметная компетентность,
  • методическая компетентность (оценка урока и видеоурока),
  • психолого-педагогическая компетентность,
  • коммуникативная компетентность.

наличие на муниципальном уровне методических структур, обеспечивающих методическую помощь учителю в ликвидации его профессиональных затруднений (системность, дифференциация и индивидуализация работы) 

На уровне образовательной организации:

  • структура и содержание ВСОКО,
  • наличие аналитических материалов по оценке уровня сформированности компетенций учителя (в основе - профстандарт педагога),
  • наличие индивидуальных методических систем отдельных преподавателей;
  • осмысление передового опыта и выработка педагогической позиции,
  • формы распространения передового опыта,
  • наличие системы наставничества и последователей опыта наставников.

Результат методической работы – достижение 50% доли учителей, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников.

Создание ЦНППМПР в Ростовской области позволит повысить уровень профессионального развития педагогов в формате непрерывного образования и создать постоянно действующую систему их профессиональной поддержки через внедрение активных форм методической работы (семинары, вебинары, мастер-классы, обмен опытом и лучшими педагогическими практиками, педагогические конкурсы, выполнение заданий всероссийских и международных исследований качества образования, оптимизацию ресурсов инновационных образовательных учреждений, при максимальном использовании дистанционных образовательных технологий, создание точек профессионального и карьерного роста молодых педагогов (до 35 лет) через систему наставников.

Результатами (продуктами) методической деятельности на курсах повышения квалификации являются образовательные проекты.